Слушать радио киев еврейский

Суббота 16 октября-8 хешвана 5771 года

Суббота 16 октября 2010 года – 8 хешвана   5771 года

Книга «Берешит» («В начале»)

Недельный раздел  «Лех-Леха»  («Иди себе…»)

Аврам? Аврам… Авраам!

Не часто Тора указывает нам такую точную датировку. В начале раздела: «А Аврам пяти лет и семидесяти лет при выходе его из Харана» (Берешит 12, 4), а  в конце: «И был Аврам девяноста лет и девяти лет, и открылся Ашем Авраму…» (Берешит 17, 1), и снова: «И Авраам девяноста девяти лет при обрезании им плоти орлы его» (Берешит 17, 24).

Кажется, на первый взгляд, что период в 24 года весьма важен в жизни человека, но если это промежуток от 3 до 27 лет – от детства до зрелости, а если от 75 до 99? Старик, он и есть старик, куда тут меняться? Но вглядимся.

«Пяти» и семидесяти лет Аврам, послушный, как пятилетний ребёнок (и это его главное качество – на первом месте), уходит, вместе с отцом, из Ур Касдим (Междуречье) в Эрец Кнаан. Он обыкновенный человек, как и любой представитель «семидесяти» народов мира. Он участвует в обычном скотоводческом кочевье, когда большие семьи со своими стадами движутся от пастбища к пастбищу, от источника к источнику. Наверное единственное, что его отличает – как «пяти» лет он открыт и доверчив и «семидесяти»-летний жизненный опыт не сделал его неспособным к развитию: Ашем обращается только к тому, кто способен его услышать.

«Пять» указаний даёт Ашем:

-        «Иди себе», но можно прочесть и как «иди к себе», «иди в себя», «иди ради себя»: не стой на месте, меняйся! Откажись от себя «сегодняшнего»:

-        «из страны твоей» – от компонента личности, созданного личным выбором,

-        «от родни твоей» – от наследственного компонента личности,

-        «из дома отца твоего» – от компонента личности, заданного воспитанием

-        «в страну, которую Я тебе покажу» (Берешит 12, 1) – чтобы стать Человеком, созданным не просто по замыслу, по образу Эло’им, но и подобным Эло’им! Чтобы породить новый народ.

В этом случае «благословятся в тебе все семейства (опять «семьдесят» народов!) земли!» (Берешит 12, 3). То есть единственное исходное качество личности Авраама, причина по которой Ашем выбирает именно его – способность к развитию.

Изменения личности Авраама не происходят в один момент, подобно превращению лягушки в царевну. Сначала, выполняя указание, он уходит один, потом (с середины пути…) возвращается, чтобы забрать с собой (вопреки воле Ашем!) племянника Лота, своих учеников и домочадцев. Нарушение дорого обходится Аврааму: голод заставляет его покинуть Страну и искать убежища в небезопасном Египте, совместная жизнь с Лотом оказывается невозможной. Только после отделения Лота Ашем снова открывается Авраму.

Народ должен уметь воевать и Авраам ведет победоносную войну. Одержанная победа ставит вопрос: а что же дальше? Покоя нет, наследника нет, кругом – враги. И тогда происходит новое и принципиальное изменение в судьбе Аврама: из исполнителя воли Ашем он становится партнёром Ашем в деле созидания нового народа и исправлении мира. Ашем заключает с Аврамом договор. Оказывается Всевышнему можно не только подчиняться и служить, с Ним можно договариваться! Можно установить условия, ответственность сторон и т.д. Согласно договору, Авраму и его потомству отдается земля от «реки Египетской» до «реки великой, реки Прат» – от Нила до Эфрата – Эрец Исраэль!

Но изменения личности Аврама не закончены. Разобравшись наконец со своими спутниками из Харана, обеспечив военно-политическую безопасность, он должен построить свою семейную жизнь. Индикатором этих новых изменений является изменение порядка числительных: Авраму «девяносто и девять лет».  Приходит время заключения второго договора с Ашем, изменяющего индивидуальность: Аврам делает обрезание, отсекает лишнее и… становится Авраамом! Из галутного, индивидуального «Ав Арам» – «Отец Арама», он превращается в «Ав Ара Ам» – «Отца многих народов». Национальная компонента начинает преобладать и личность обретает наконец необходимую цельность: возраст указывается не частями – «девяносто девять лет» ему в этот момент.

Если первый договор отдаёт Авраму всю Эрец Исраэль, то, согласно второму договору, местом основного проживания для народа Авраама избирается Эрец Кнаан – территория между Средиземным морем и Иорданом.

На этом история развития Авраама не заканчивается. Впереди еще 87 лет (другому хватило бы на целую жизнь) и много перемен, о которых – в следующем разделе.