Слушать радио киев еврейский

Краткая история евреев и их миграции Яков Райхман

Краткая история евреев и их миграции
Яков Райхман

В настоящее время евреи проживают на многих странах различных континентов. Их миграция происходила в различные времена мно-говековой истории, а началась еще в древние времена.
Когда сегодня мы видим факт возвращения евреев на историческую родину из разных стран и континентов, мы не задумываемся над тем, как они оказались далеко за пределами исторической родины. Как, например, евреи оказались в Марокко, Алжире, Тунисе и других районах Африканского континента. Каким путем евреи оказались в Испании, западной и восточной Европе вплоть до Подмосковья. Наиболее широко освещена судьба европейских евреев с момента изгнания из Испании. Но как в Испании оказалась многочисленная еврейская популяция. История евреев бывшего Советского Союза связывают с миграцией из Европы. Однако большое количество евреев издревле проживали на Кавказе, в Низовьях Волги и Дона, на Днепре. Эта тема была закрытой в годы Советской Власти. Нельзя было даже заикнуться, что Донские и Запорожские казаки в значительной части были евреями. В свое время Потемкин снарядил два казацких еврейских полка из Запорожской сечи для борьбы с крымскими татарами. Еще один вопрос, почему древние летописи Киевской Руси написаны на иврите. Как той поговорке: 100 ты-сяч почему!
Попробуем ответить на некоторые из этих вопросов и восстановить некоторые исторические факты, которые мне удалось собрать из имею-щейся литературы. Я не претендую на полноту освещения вопроса, но ряд фактов вам будет интересен.

Часть 1. С Ближнего Востока в Африку и Испанию

Как известно, история евреев началась на Ближнем Востоке среди родственных им семитских племен. Их судьба тесно связана со страной Ха-наан. В древние времена эта страна располагалась вдоль восточного берега Средиземного моря к Югу от Ливанских гор. О ней неоднократно упоминается в Библии. Под Ханааном Библия подразумевает всю территорию Эрец-Исраэль, территорию современного Ливана, а также южную часть побережья современной Сирии.
Территория древнего Ханаана состояла из гористой северной и рав-нинной южной частей. Природные условия в значительной мере определили дальнейшее историческое развитие еврейского населения северных и южных районов Ханаана. Северные районы Ханаана получили названия Финикия, южные – Израиль. Название Палестина в те далекие времена не существовала. Оно появилось в греческих летописях периода христианства как производное от давно исчезнувшей небольшой территории на Юге Израиля (район нынешней Газы). Но об этом позже.
Как повествует история, в период около 1591 года до н.э. в южных районах Ханаана возникла страшная засуха. Побуждаемые голодом евреи из южной части Ханаана переселилось в Египет (Гесем). Как гласит предание, это стало возможным благодаря одному из сыновей Якова Иосифу, который в раннем детстве попал в Египет и благодаря своим необычайным способностям достиг очень высокого звания при дворе фараона Апопи.
Существует христианское предание, сохранённое Синцеллом, по которому Иосиф управлял Египтом, будучи облечён званием наместника Египта.
После смерти Иосифа евреи «расплодились и размножились и возросли и усилились чрезвычайно» (так повествует Тора). За два с половиной столетия пребывания в Египте численность евреев резко увеличилась.
Однако положение евреев резко ухудшилось при фараоне Рамсесе II. Он обратил евреев в рабство и возложил на них тяжелую работу на строи-тельстве городов. Тогда у евреев появилось желание избавиться от гнета египтян.
Воспользовавшись междуцарствием в Египте, евреи, руководимые Моисеем, двинулись из его пределов из области Гесем (Мицраим) назад в Ханаан. Это случилось, как полагают, в 1320 г. до н. э., после более 250-летнего пребывания в Египте. Евреи намеревались вернуться в страну, которой, по еще жившим между ними преданиям, некогда владел их праотец Авраам. От преследования египтян евреи ушли благополучно, но цели своего странствования они достигли не скоро. Им долго пришлось кочевать по Синайскому полуострову. У подножия горы Синай, как повествует легенда, среди грома и молнии их вождь Моисей возвестил им законы, по которым они должны были устроить свою дальнейшую жизнь. По этим законам сформировались их религиозные воззрения – иудаизм. Особое значение для них приобрел их Бог, выведший, по их мнению, народ из Египта. Во время их долгих и трудных странствований по пустыне Бог приобрел большое значение для народа. Так сложилось представление о едином боге. Еврейский народ постепенно разделился на колена, назвавшиеся именами 12 сыновей одного из их праотцов, Иакова.
Не будем вдаваться в подробности обретения еврейским народом “обетованной земли”. Осев на месте, они выказали себя мужественными воинами; некоторая часть колен Рувима, Гада и половина колена Манассии поселилась в стране, на востоке от Иордана (нынешняя Иордания); другие перешли за Иордан, взяли город Иерихон, одержали значительную победу над местными ( тоже семитскими) племенами.
Колено Ефремово достигло морского побережья, но берега в этом месте не представляли удобных гаваней, и потому мореплавание не получило существенного развития у южных евреев, которые остались исключительно сухопутным народом.
Суровые условия жизни привели евреев к пониманию необходимости сильной единой царской власти. Вскоре нашелся человек, достойный избрания в цари. Им стал Саул, сын Киса, из колена Вениаминова. Как говорится в легенде, этот храбрый, мужественный, представительный человек принял на себя тяжелую и ответственную обязанность. Собрав около себя значительную часть народа, Саул одержал победу над филистимлянами, до того колонизировавшими южную оконечность Ханаана вблизи Синайского полуострова (район нынешней Газы и Яффо).
Так сформировалось государство Израиль.
После смерти Саула в 1025 г. до н. э. евреи, собравшись в Хевроне, избрали своим царем Давида. Столицей для своего царства Давид выбрал новую резиденцию – укрепленный город Иерусалим на территории колена Вениаминова близ границы колена Иудина. Давид разбил филистимлян и, как говорили, “сломил рог их могущества”. Точно так же он разбил и совершенно уничтожил племена других ближайших соседей. Это было более чем за 1000 лет до нашей эры, когда полностью исчезли остатки филистимлян. Несмотря на это греки, спустя много веков, вместо Эрец-Израэль стали называть страну Палестиной. Арабского присутствия в этой стране не было до возникновения в Малой Азии арабского халифата.
Вскоре владения царя Давида распространились на Юге от берегов Красного моря до города Дамаска на Севере. Последний находился на пересечении торговых путей с востока на запад и с юга на север. По сути, это привело к воссозданию единого еврейского государства в границах древнего Ханаана и даже шире. Однако финикийское царство сохранило свою самостоятельность. Заботясь о укреплении государства царь Давид всю свою военную добычу обращал на постройку и украшение своего столичного города, а посередине его, на горе Сион, воздвиг сильные укрепления. Его царский дворец был построен рабочими, присланными к нему от тирского царя Хирама, с которым он состоял в дружественных отношениях. С неуемной энергией, постоянно прибегая то к хитрости, то к силе, по обычаю всех восточных владык, Давид принялся создавать прочное государство среди своего разрозненного народа, издавна склонного к демократизму. Давид настойчиво и осторожно стремился к своей цели, сумел собрать значительную государственную казну, создал себе надежную воинскую силу.
Под влиянием различных преобразований Давида в народной жизни израильского народа многое изменилось. Высшим почетом пользовались те, кто служил при царском дворе. Чиновники, назначаемые на места самим царем, постепенно стали заменять выборные власти в среде народа. Не упустил царь из вида и наиболее могущественное средство к единению своего народа: иудейскую религию, ее заветы, древнее святилище – скиния с ковчегом Завета, которая была перенесена в новую столицу и в полной безопасности поставлено на Сионе. При святилище были приставлены священнослужители для постоянной службы, и всему их сословию была придана прочная организация. Среди этого сословия, признательно относившегося к памяти царя-организатора, о Давиде сохранилось воспоминание как о религиозном герое и творце величавой религиозной лирики – как о “псалмопевце”.
После смерти Давида на престол вступил его сын Соломон.
Бурная жизнь и долгое правление такого величавого правителя, как Давид, глубоко запечатлелись в памяти народа на вечные времена. Соломону удалось удержать за собой то, что было приобретено его отцом. Он подавил мятежные замыслы народов-данников и с одной стороны даже расширил границы Давидова царства: на востоке от Дамаска он завоевал оазис Тадмор, через который шел один из торговых путей к Евфрату. В правлении он шел по стопам своего отца, дополнил и усилил и укрепил Иерусалим, увеличил войско и обеспечил себе еще другие вспомогательные средства за счет дружбы с одним из союзников своего отца, царем Хирамом, еще правившим в финикийском городе Тире. При Соломоне древнеизраильская жизнь стала быстро видоизменяться; прежняя простота и дешевизна уступили место роскоши и дороговизне возникающего торгового и промышленного государства. Царская власть усилилась, и страна оказалась разделенной не на 12 колен, а на 12 округов, управляемых царскими чиновниками.
Соломон продолжал политику своего отца и в религии. Уже Давиду приходила в голову мысль построить храм Бога в Иерусалиме. Но он встретил препятствия в исполнении этой мысли. Соломон смело взялся за это и, при помощи финикийских зодчих и строителей, в течение 7,5 лет за-кончил здание храма, предназначенного для того, чтобы еще сильнее привязать народную жизнь в религиозном смысле, к главному господствующему центру.
Этот храм действительно до такой степени поразил современников Соломона своим великолепием, что даже идеальное представление о нем и в более поздние эпохи служило для евреев высшим символом национального единства.
С постройкой храма была связана религиозная реформа, которая выделила священников из среды общества и внутренне его видоизменила.
Весь культ в эту эпоху, последовавшую за построением храма, получил более роскошную обстановку и вообще больше определенности. То, что прежде было только обычаем, теперь вылилось в торжественные и нерушимые формы обряда. Любопытно, что именно с этой поры странный обычай обрезания превратился в обряд, который совершался, безусловно, над всеми, как бы для того, чтобы наложить на иудеев печать, отличающую их от других народов. Строго отделилось иудейство от всяких иных культов, и даже брачные союзы с иными племенами были отныне воспрещены. Их нарушал только сам царь, который позволял себе подобные союзы.
Именно в это же время появились и древние народные празднества, дошедшие до наших дней. Эти празднества совпадали с наступлением вес-ны, жатвой и проводами лета, были приурочены к историческим событиям. Последний из вышеупомянутых – праздник кущей – должен был сохранять воспоминание о временах странствования в пустыне, когда весь Божий народ жил в шатрах; а Пасха – напоминать о том моменте перед исходом из Египта, когда Бог, за противление фараона, истребил всех первенцев у египтян, а свой народ пощадил.
Богу был посвящен один день в неделю, который назвали Саббат (т. е. покой, отдых) и стали праздновать полным воздержанием от всякой работы – обычай, с которым никак не могли свыкнуться соседние народы. Понятие о служении Богу приобрело теперь весьма определенное и строгое значение. Служение это непрерывно производилось в храме, где пылали неугасимые жертвенные огни, а священнослужители непрерывно орошали алтари кровью закалываемых жертв, ибо все жертвы должны были отныне совершаться в Иерусалиме, перед храмом, во дворе народного святилища, которое таким образом приобрело значение, небывалое ни в какие времена, ни у какого иного народа.
Вся эта сложная кодификация недаром была освящена именем вели-чайшего из деятелей израильской истории – Моисея. Закон, приписывае-мый Моисею, вообще довольно гуманный, выказывал заботу о поденщиках, о бедных, о рабах:
“Не забывай, – говорится в нем, – что и ты тоже был рабом в Египте”.
И к чужеземцам этот закон предлагает относиться внимательно и справедливо. Только женщина, по этому закону, не получила никаких прав. Ее положение у евреев было не лучше, чем у других восточных народов: многоженство было допущено, превратилось в обычай. Права были даны только мужчине, а женщина обязывалась быть неколебимо верной только ему, не требуя и не ожидая верности от мужчины. Мужчина – один глава дома; после его смерти все права переходят к его сыну-первенцу.
Эта религиозная реформа, подчинившая всю жизнь народа простейшей и вместе с тем поразительной идее “вечного завета с Богом отцом” и в то же время сосредоточившая все религиозное мышление и чувствования народа в стремлении к одной общей святыне, пережила ту шаткую царскую власть, которая вызвала к жизни эту реформу. После смерти Соломона (953 г. до н. э.) его царство распалось на две неравные части, которые уже никогда более не воссоединились. Правление Соломона было мирное и во многих отношениях благодетельное. Всеобъемлющая мудрость приписывалась Соломону не только еврейскими, но и всеми восточными преданиями.
Все это привело к тому, что ближайший наследник Соломона, его сын Ровоам, уже не мог удержать царства в своих руках. Народ, испытавший на себе власть царей, находил ее слишком тягостной и попытался ее ограничить. Часть народа осталась верной Ровоаму, другая избрала себе в цари Иеровоама, из колена Ефремова. Таким образом, одно царство распалось на два – Иудейское и Израильское, в состав последнего вошло большинство колен. Это гибельное для еврейского народа событие произошло как раз в то время, когда в долине Тигра и Евфрата долгая борьба между государствами Ассирией и Вавилонией начала клониться в пользу Ассирии, которая быстро стала переходить от одного успеха к другому. В итоге Ассирия захватила земли древнего Ханаана, а значительную часть евреев увела в плен.
Все эти исторические сведения необходимы для понимания тех про-цессов, которые в дальнейшем привели к широкому рассеиванию евреев далеко за пределы Эрец-Исраэль.
* – *
Если южные районы Ханаана, где зародился Израиль, развивались по пути углубления внутренних процессов, развития государственной инфраструктуры и подчинения ее исторически сложившимся религиозным воззрениям, то развитие еврейского народа, проживавшего на Севере Ханаана пошло другим путем. Здесь следует отметить, что все наши представления об истории государства Израиль были навязаны ревнителями торы и игнорировали события, происходившие в северной его части.
В северных районах земля отличалась высокой плодородностью, однако ее было слишком мало, чтобы прокормить население страны. Наличие хороших бухт и кедрового леса послужили основой для развития кораблестроения и мореплавания. Используя хорошо оснащенные, быстроходные суда, финикийцы вели успешную торговлю с соседними государствами. Вообще, необходимо отметить, что финикийцы являлись прекрасными мореходами. Их корабли постоянно бороздили просторы не только Средиземного и Красного морей, но и выходили в Атлантический океан, добираясь до Азорских и Канарских островов, а согласно некоторым современным исследованиям, достигали даже американского побережья.
Особенности социально-экономического положения Финикии были стимулом для развития научно-технической мысли.
Финикийцам приписываются разные открытия и изобретения, напри-мер, способ изготовления стекла, которое сначала ценилось очень дорого и употреблялось для украшения комнат и одежды.
Несомненным достижением финикийцев было создание основ совре-менной письменности.
Финикийская письменность – одна из первых зафиксированных в истории человечества систем фонетического письма. До этого письменность представляла собой иероглифы или у славян руны, где знак мог означать целый предмет, слово или выражение. Фонетическое письмо появилась у финикийцев и евреев вообще около XIУ века до н. э. и, предположительно, стало родоначальницей большинства современных письменных систем. В XIV в. до н.э. финикийские торговцы и путешественники придумали и первый алфавит.
Вопрос о истории письменности представляет отдельный интерес.
Среди финикийцев широкое развитие получило развитие различных ремесел и особенно зодчества, архитектуры и строительства.
Финикийцами или, точнее, евреями были: великий полководец Ганнибал, основатель стоицизма Зенон Китийский, Ганнон Мореплаватель, родоначальник геометрии Эвклид, первый из 7 мудрецов Фалес Милетский, юрист Ульпиан, император Римской династии Северов и т.д.
Когда читаешь многочисленные современные публикации о финикийцах, обращает на себя тенденция умалчивать, что финикийцы есть евреи.
Авторы современных описаний истории еврейского народа пытаются рассматривать евреев и финикийцев как два самостоятельных народа. Этому способствовала идеология антисемитизма, проповедовшаяся как христианской церковью, так и советской властью. В связи с этим необходимо отметить, что, несмотря на некоторые различия исторического развития Юга и Севера Ханаана, евреи и финикийцы представляли собой один народ. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Например, для античных авторов евреи и финикийцы были одним народом: так, для поэта Херила Самосского (V в. до н.э.) иудеи – жители Иерусалима – это финикийцы, а их язык – финикийский, Феофраст (372-288 гг. до н.э.) отождествляет жителей финикийского города Тир с евреями. Того же мнения был Геродот, Гекатей Абдерский, Манефон и т.д.
Дальнейший анализ данных о колонизации финикийцами огромных территорий района Средиземного моря свидетельствует о том, что финикийцы колонизаторы средиземноморья и были евреями, о которых писалось во многих исторических документа. Евреи Северного побережья Африки, Испании и были теми финикийцами, которые колонизировали этот регион. Но продолжим по порядку.
В политическом плане Финикия состояла из нескольких городов-государств, аналогично греческим полисам, которые часто соперничали и враждовали между собой. Наиболее известными и значительными государственными образованиями являлись города Тир, Сидон и Библ.
При этом каждый город молился собственному верховному богу-покровителю.
Возможно, именно вследствие своей раздробленности и внутренних неурядиц, финикийцы издревле предпочитали жить в мире со своими сосе-дями и в первую очередь с Израилем, который в начале 10 века до новой эры превратился в сильное, централизованное государство.
Наиболее дальновидные правители финикийских полисов прекрасно сознавали, что, объединившись, они могли бы достигнуть значительно большего политического и экономического влияния в регионе. Именно с этой целью правитель Тира Хирам создал объединенное Тиро-Сидонское царство, осуществлявшее гегемонию над всей территорией Финикии.
Мореплавание послужило основой для широкой колонизации фини-кийцами территорий, расположенных на побережье Средиземного моря.
Уже в ходе раннего этапа колонизации финикийцы обосновались на некоторых островах Эгейского моря, в Южной Испании, на северном побережье Африки, что позволило царю Хираму сосредоточить в казне огромные богатства.
По размаху товарооборота Тир, по меткому выражению одного из английских ученых, становится «Лондоном древности». При этом следует заметить, что царствование Хирама явилось периодом пышного расцвета не только Тира и Сидона, но и всей Финикии. В своей столице Хирам построил огромные здания, крепостные сооружения и украсил храм бога Ваала золотыми колоннами редкой красоты, которыми восхищался еще «отец истории» Геродот. Финикийцы приняли единобожие значительно позже израильтян.
Вскоре после своего воцарения Хирам вступил в дружеские отношения с царем Давидом и направил в Иерусалим, по просьбе последнего, опытных зодчих, каменщиков, плотников, а также превосходный строительный лес для возведения нового царского дворца. Помимо обычного выражения дружбы, подобный шаг проницательного финикийского правителя свидетельствовал о возросшем могуществе Израиля, с которым важно было иметь добрососедские, союзнические кон-такты.

Средиземноморская экспансия евреев.

Как я уже говорил, финикийцы рано научились строить корабли. Этому способствовало наличие кедровых лесов, являвшихся прекрасным материалом для кораблестроения. Все это стало толчком для мореплавания и широкой экспансии финикийцев. Сама природа содействовала развитию мореплавания. Многочисленные заливы и бухты были удобны для стоянки судов. В результате финикийцы стали первым мореходным и торговым народом древнего мира.
Торговля их началась морским разбоем. Они грабили соседние берега, похищали людей и продавали их в рабство. Потом они оставили разбой и стали мирно обменивать свои товары другим народам на дорогие растения, металлы, ткани и тому подобное.
Из соседних островов финикийцы особенно посещали Кипр; тут они нашли медные руды и основали финикийские города и селения, то есть завели свои колонии. Мало-помалу торговля и колонии финикийцев распространились почти по всем главным островам и по берегам Средиземного моря. В восточной части моря финикийцы встретили потом сильных соперников -греческих колонистов, поэтому они обратились преимущественно к западной части Средиземного моря и завели колонии по берегам Сицилии (Палермо), Северной Африки (Карфаген, Утика) и Испании (Гадес, или Кадис, Малага). В Испании финикийцы нашли богатые серебряные руды; предания говорят, когда они прибыли сюда в первый раз, то добыли столько серебра, что нагрузили им все свои корабли, сделали из него всю корабельную утварь и даже якоря.
Постепенно финикийцы колонизировали почти все северное побережье Африки и обширные районы Испании, большинство островов Средиземного моря.
От финикийских колонизаторов Африки и Испании ведут своё начало сефардские евреи.
Некоторые из финикийских колоний превратились в самостоятельные государства. Особенно следует выделить Карфаген, ставшим могущественным самостоятельным государством и в течении длительного времени игравшего ведущую роль в регионе средиземноморья.
Карфаген был основан финикийскими купцами из Тира в 825 году до н. э. Город год от года богател благодаря контролю над морскими путями. Карфагенские корабли стерегли пролив между Тунисом и Сицилией, ходили по всему Средиземноморью и даже в Атлантику, привозя оттуда ценные товары. Постепенно карфагеняне подчинили себе финикийские колонии в Испании и Северной Африке, захватили острова Сардиния и Корсика. Население города достигло 100 тыс. человек.
Со временем Карфаген приобрел большую военно-политическую си-лу, создал мощную армию и флот. Помимо торговых кораблей финикийцы создали быстроходные военные корабли.
В своей экспансии Карфаген столкнулся с греками, также основавшими колонии на берегах Средиземного моря. Борьба шла с переменным успехом, пока на стороне греков не выступил крепнущий Рим. В Первой Пунической войне (264—241 годы до н. э.) карфагеняне потерпели поражение и лишились Сицилии и Сардинии.
Город спас полководец Гамилькар Барка, который создал новую ар-мию из карфагенян и захватил Испанию, превратив ее в плацдарм борьбы против Рима. В 218 году до н. э. сын Гамилькара Ганнибал вторгся с большим войском в Италию, уничтожив римские легионы в нескольких сражениях. Битва при Каннах (216 год до н. э.) стала хрестоматийным примером окружения и уничтожения вражеских сил – в ней погибли 30 тысяч римлян. Но Ганнибалу не хватило сил для взятия Рима, и он был вынужден покинуть Италию.
Создав мощный флот, римляне высадились в Африке и в 202 году до н. э. разгромили карфагенян при Заме. По мирному договору Карфаген терял все свои владения и сокращал армию. Он также обязался выдать врагам Ганнибала, однако непобедимый полководец успел бежать из страны. Карфаген постепенно пришел в упадок, но продолжал страшить римлян. В 149 году до н. э. они объявили городу новую войну и через три года взяли его штурмом.
Согласно Иерониму, евреи образовали беспрерывную цепь поселений от Мавритании через весь Север Африки и Ханаан до Индии. Филон Александрийский говорил, что Египет, Ливия и Эфиопия были густо населены евреями, число которых доходило до миллиона.
С эпохой Античности название финикийцы исчезает, но на их месте оказываются евреи. И, действительно, откуда взялись в раннем Средневековье в таком количестве евреи в Испании, Португалии и Магрибе, если только сами финикийские колонисты не были ими?
На месте Мавритании и Берберии пришедшие в Западную Африку в начале У111 века арабы обнаружили там еврейское государство.
Следы еврейства встречаются по всем оазисам в библейских и еврей-ских названиях местностей. В доисламский период многие берберские пле-мена были иудеями.
О первом появлении евреев в Берберии нет точных исторических данных, но они встречаются здесь везде в эпоху римлян. Многие арабские племена там до сих пор являют несомненные следы еврейского происхождения. Берберское племя джарава и часть племени нафуса были евреями.
В Тунисе – т.е. на месте Карфагена, потомки древних еврейских посе-ленцев, следы которых заметны среди мусульман-номадов, сохранили предание, будто предки их осели здесь ещё задолго до разрушения I Храма.
Под властью Рима, а затем вандалов (429 год), евреи Туниса достигли благосостояния, и число их сильно возросло. Интересно, что во времена Маймонида (1135–1204) евреи Туниса не знали о существовании “Пурима” (значит, эти евреи поселились здесь ещё до Персидского времени), и фактически не знали Талмуда, за что Маймонид их критико-вал.
Очень древнего происхождения евреи Алжира, даже после насильст-венной исламизации, имелись воинствующие кочевники – караимы, жившие в районе Варглы. Имеются данные, что их потомки жили в восточной части Алжира вплоть до новейшего времени.
Финикийцы осваивали не только Северную Африку, но и Испанию. И здесь история повторяется: с концом Античности, сообщения о финикийцах исчезают, зато откуда-то появляются в большой массе евреи. Ещё король Рекард в IV в. насильно крестил 90 000 евреев. В 1490 в Кастилии было 8 млн. жителей, из которых 800 000 евреев (по С.М. Дубнову 1 млн.)! Число изгнанных из Испании евреев в 1492 году считают около 300 000. В таких городах, как Толедо, Тудела, Лусена и Жирона еврейское население составляло большинство.
Известный историк Шай Шемер, президент центра культуры се-фардов в Мадриде, убеждён, что сейчас, благодаря сефардам, принявшим христианство, еврейские корни имеются более чем у 40% населения Испа-нии.
Согласно преданиямп, евреи поселились в Испании в эпоху Навуходоносора или даже Соломона, т.е. во время колонизации её финикийцами. В Библии Испания обозначалась как Таршиш. Известно, что финикияне поддерживали с Таршишом торговые сношения.
Ибн-Дауды и Абрабанели гордились своим происхождением из дома Давидова; предки их поселились ещё в незапамятные времена в окрестностях Лусены, Севильи и Толедо. Толедо, по преданиям, был построен евреями, изгнанными Навуходоносором; имя Толедо напоминало еврейское талтела – изгнание, скитание или Толедот (толдот – поколения, родословие). Ицхак Абраванель указал в своём комментарии к Библии, что евреи, принадлежавшие к коленам Иехуды и Биньямина, поселились в Толедо вскоре после падения I Храма, т.е. в VI в. до н.э. Толедо имел для изгнанников как бы значение нового Иерусалима, так что они, в подражание, основали вокруг него города с такими же названиями и в таком же расстоянии, как от Иерусалима.
Арабам (еще не мусульманам) удалось взять Толедо (ок. 712) бла-годаря помощи его еврейского населения. Ибн Хайан уверяет, что евреи открыли Тарику ворота Толедо, столицы вестготского королевства. Евреи жили в 2 кварталах, и временами их численность превышала 10 тысяч человек (около трети всего населения города).
Близ Сарагосы находилась крепость, которая в арабскую эпоху называлась Ruta al Jahud. В Сарагосе евреи жили уже в первых веках н.э., когда она был римской крепостью Цезарея-Августа.
Город Гренада (Андалусия – юг Испании, на территории, колонизированной финикийцами ещё до Гамилькара Барки), по сообщениям мусульманских авторов, был основан евреями, и назывался Гарнатат ал-Яхуд, христиане называли Гренаду “Villa de Judios”. По преданиям испанских евреев, некоторые жители Иудеи поселились в Гренаде в эпоху Вавилонского Плена, т.е. во времена вавилонских военных походов на Запад из-за чего финикийцы покидали родину и уплывали в Таршиш (Испанию).
Расположенная неподалеку от Гренады Лусена (Аль-Ясана) была населена исключительно евреями!
Севилья (юго-запад Испании), основанная финикийцами (которые на-зывали её Гиспалис), была известна под именем “города евреев” (villa de judios). Евреи по приданиям поселились в ней вскоре после разрушения I Храма (VI в. до н.э.), и упомянуты к VII в. н.э., когда она принадлежала вестготам. Заняв Севилью в 712, арабы сформировали для защиты города и его окрестностей особое подразделение, в которое входили только евреи. При династии Омейядов (756–1023) община Севильи была одной из крупнейших в Испании. Жившие в Севилье евреи занимались ремёслами (им фактически принадлежала монополия на крашение тканей), торговлей и медициной, – т.е. тем, чем занимались финикийцы.
Финикийцы основали Барселону (названа в честь Гальмикара Барки Баркино-Барсино-Барселона), которую евреи помогли арабам завоевать, из чего видно, что поселились они там достаточно давно. Место, где находилось еврейское кладбище, всё ещё называется Montjuich (Еврейская гора), а главная улица в старом еврейском квартале – Calle del Cal (Квартал кагала).
В основанной финикийцами Кордове евреи с незапамятных времён жили в квартале “Juderia”, ворота которого назывались “Bab al Jahud”.
Ахмед ибн Мохаммед Аль-Маккари, автор «Истории мусульманских династий в Испании» писал, что мусульмане находили среди трофеев в Ан-далузии во время её завоевания, например стол Соломона, который Тарик ибн Зейад нашёл в храме в Толедо, и другие вещи из Иерусалима ещё эпохи Навуходоносора.
Само название реки Ибер в Испании и название Иберия видимо еврейского происхождения (как и Иверия в Грузии).
В Португалии евреи начали селиться не позднее I в. Завоеватель и первый её король Аффонсо Генрикес (1139–85) застал евреев в Сантареме (где находилась старейшая в Португалии синагога), Лиссабоне и Беже; по словам Геркулано, он нашёл даже деревни и местечки, сплошь или большей частью заселённые евреями. в 1249–50 под власть португальской короны перешли область Алгарви со значительным еврейским населением, сконцентрированным в городах Эвора, Бежа, Фару и др. К концу XIII в., ещё до изгнания из Испании, в Португалии насчитывалось около 40 тыс. евреев. Саму Португалию называли аль-Габрия, т.е. страна евреев.
Любопытно, что слово Африка (Afer), – первоначальное название финикийских колоний вокруг Карфагена, восходит, видимо, к имени одного из потомков Аврахама и его жены Кетуры, Эфера, который поселился здесь.
В Западной Африке бытовали легенды о еврейских царствах Ламлам и Ганата, а на побережье вели торговлю еврейские купцы. Некоторые еврейские обычаи и сегодня соблюдают племена Ибос в Биафе, группа “сыны Эфраима” в Нигерии, мандиного в Сенегале, в Гане.
Распад Эрец-Израэль, ослабление централизованной власти привело к неспособности защитить себя от нашествия в дальнейшем вавилонян и ассирийцев.
Первым пало Израильское царство, завоеванное ассирийским царем Саргоном II (721). Потом вавилонский царь Навуходоносор покорил Иудейское царство, разрушил Иерусалимский храм, а народ отвел в Вавилон (587).
Иудея существовала еще около шести столетий, но почти всегда в за-висимости от других народов.
Если анализировать истоки широкой миграции евреев из древнего Ханаана по островам и побережью Средиземного моря, включая Испанию, то можно сделать вывод, что ее основу заложили евреи, жители финикийской части Ханаана. Дальнейший уход евреев из Испании в западную и восточную Европу происходил уже после XV столетия и детально описан в трудах ряда авторов.
Вследствие вавилонского и ассирийского завоевания Эрец-Израэль, пленения и увода в плен большей части еврейского народа, а также после-дующий миграции евреев из плена на Север и Северо-восток, произошло широкое расселение еврейского народа по центральной Азии и на Север, на Кавказ и далеко за его пределы.
Таким образом, развитие мореплавания у евреев финикийцев способствовало значительной миграции их за пределы Ханаана уже в глубокой древности и широкой колонизации средиземноморья. Вторая волна миграции евреев за пределы исторической родины возникла вследствие нашествия вавилонян и ассирийцев. В результате этого нашествия усилился поток евреев на колонизированные территории Африки и Таршиса (Испании), а так же на Север. Дальнейшее обнаружение многочисленных еврейских мигрантов в регионах далеко за пределами Эрец-Исраэль свидетельствовало, что ассирийцу уводили в плен большие массы еврейского народа. Видимо угоняя евреев в плен, ассирийцы не удерживали их на какой-то определенной территории, что привело к обнаружению многочисленных еврейских поселений вдали от Малой Азии, в Средней Азии и на Кавказе.
Евреи мигрировали на Кавказ вплоть до Южных степей России, Юга Украины и далее до Подмосковья (Мещеры). Этому способствовало возникновение Хазарского каганата и принятия им иудаизма в качестве государственной религии.

Часть 2. Еврейская миграция на север, Кавказ, Хазария

Почти с самого начала ассирийского плена евреи, зная, что в Израиле для них земли больше нет, стали уходить на север и занимать свободные земли, расположенные значительно севернее, на территории Закавказья, по берегам рек Кура и Чорох, в горах Дагестана, на побережье Каспийского моря в районе Дербента. В более позднее время евреи появились в низовьях Волги, Дона, Днепра, распространились по всему Северному Причерноморью, включая Крым, и далее на север вплоть до Подмосковья (Мещерская низменность). Это подтверждают многочисленные исторические памятники.
Время появления еврейских поселений на Кавказе соответствует периоду ассирийского пленения. Суще¬ствование древнейшего притока еврейского на¬селения в Закавказье доказывается множеством библейских преданий, которые привились к это¬му краю. Евреи рассеялись от юго-западного побережья Каспийского моря до юго-восточного берега Черного. Армянские и грузинские историки относят появление еврей¬ских поселений на Кавказе к эпохе Навуходоно¬сора – около 600 лет до н.э., то есть к временам ассирийско – вавилонского завоевания Иудеи. Эти поселения возникли подле восточного побережья Черное море по течению реки Чорох (территория современной Аджарии и прилежащих районов Турции), а также в бассейне реки Куры на территории современной Грузии.
Древние еврейские переселенцы оказали зна¬чительное влияние на формирование грузинской нации. Среди исследователей грузинских древ-ностей можно отметить работы П.Иоселиани и И.Шопена, которые глубоко исследовали этот во¬прос. Греки называли Грузию Иверия, рим-ляне Иберия, персы – Гурджистан, турки – Гюрджи, западные европейцы – Георгия, русские – Грузия.
Персы всегда называли расположенную в Палестине реку евреев Иордан – Гурою (Гура и Кура созвучны), евреев-переселенцев из Палестины на Кавказ – гурджи, страну их нового поселения – Гурджистан.
По мнению историков прошлого, иверы (иберы, имеры) это тот самый народ, который в древности переселился в регион из Палестины. Грузинские области Имеретия, Гу¬рия, Менгрелия исторически сформи-ровались на основе древних еврейских колоний.
Перед Октябрьской революцией наибольшее число евреев Кавказа проживало в Дагестанской, Терской и Кубанской областях, а также в Бакин¬ской, Тифлисской и Кутаисской губерниях. В по¬следних двух губерниях евреи говорили на гру¬зинском языке. Евреев, проживавших в Бакинской губернии и в трех упомянутых областях, называли горскими евреями. Следует заметить, что суще¬ствует ошибочное мнение о принадлежности та¬тов к евреям. Название «тат» персидское, означа¬ющее оседлый. Таты персидского происхождения, посланные в разное время из Персии в подвласт¬ные ей некогда закавказские прикаспийские про¬винции для борьбы с северными народами. Они поселились в районах, расположенных сейчас на территории Азербайджана и Дагестана. Их язык сходен с новоперсидским языком.
Евреи восточного Кавказа у коренного населе¬ния были известны под именем эшгенези, а на Се¬верном Кавказе – даг-чуфут. Живя с древних времен в горах Кавказа, евреи многое позаимство¬вали от соседей, но все же сохранили немало би¬блейских традиций своих далеких праотцев. Они усвоили фарсидско-татский язык, несколько из¬мененный примесью древнееврейских слов. Они сохранили древнееврейскую письменность. Детям своим они давали древнееврейские имена. Забро¬шенные судьбой из Центральной Азии в горы вос¬точного Кавказа горские евреи сохраняли обычаи предков. Путешественники так описывают неко¬торые обычаи горских евреев. К столу подавалась вода для обмывания рук, потом хозяин читал мо¬литву, брал хлеб, разламывал его на куски по чис¬лу сидящих и подавал каждому по куску.
Кавказские евреи мало занимались земледели¬ем, а преимущественно садоводством, огородни¬чеством, табаководством, а также выделкой кож и сафьяна. В городах и местечках они занимались мелкой торговлей. Почти вся тяжесть домашних и сельских работ лежала на женщинах. Кавказские евреи, преимущественно горские, были крайне фанатичны. У них были школы, разделявшиеся на низшие и высшие, но все школьное образование заключалось в умении читать молитвы и писать письма. Знание древнееврейского языка и библии было поверхностным. Училища при синагогах со¬держались раввинами и не зависели от общества. Главные раввины, получавшие образование боль¬шей частью в России, назначались царским прави¬тельством. В отличие от горских евреев, сумевших сохранить приверженность иудаизму, евреи на территории Армении и Грузии еще в третьем веке нашей эры в своем большинстве приняли христи¬анство.

Евреи и Хазары, евреи и казачество

Появление Хазарского Каганата стало решающим фактором дальнейшей миграцию евреев с Кавказа на Север. Это произошло через почти 10 столетий после появления евреев на Кавказе.
Хазарский каганат – это продукт этнического взаимодействия тюркского населения с иудейским. По-сути, Хазарский Каганат был первым государством на территории нынешней России. Считалось, что его население – иудео-хазары вроде бы исчезло в глубине веков, но фактически сохранилось в виде этнической группы КАЗАКОВ.

Их следы бросались в глаза, поскольку на месте хазарского каганата остались многочисленные поселения, где проживали потомки иудеоха-зар и получившие еще в период каганата название казаки. Здесь, как и в других подобных случая, факт возникновения казачества в недрах Хазарского каганата умышленно замалчивался. Православная церковь и царская администрация всячески замалчивали происхождение и время появления казаков, поскольку на заре российского государства это была большая военная сила.
Точной даты возникновения Хазарского Каганата трудно установить. По данным Плетневой хазары откочевали с верховьев Волги вместе с Булгарами еще во П – Ш веках нашей эры. Болгары поселились в Причерноморье и Приазовье, но затем большая часть орды ушла за Дунай, создав в дальнейшем задунайскую Болгарию.
Хазары обосновались в районе Каспийской низменности вблизи Дагестана. Здесь в районе Дербента они столкнулись с народом, исповедавшим иудаизм. Это стало отправной точкой для создания государства, религией которого стал иудаизм. Уже к 1У- УП векам образовался огромный Хазарский Каганат – государство, власть которого быстро распространилась на обширные территории Причерноморья вплоть до Киеве, Приуралья, Северного Кавказа и степного Крыма. Восточные славяне платили дань хазарскому царю (кагану), неоднократно защищавшему их от разорительных нападений германцев и венгров.
Возвышение Хазарии было обязано удачному географическому положению, сделавшему ее узлом пересечения главных торговых путей между Востоком и Западом, Севером и Югом. Хазарское посредничество в торговле было так широко, что охватывало даже связи между Византией и Китаем. Превратившись в настоящую таможенную заставу, Хазария контролировала проходы судов по Волге, Дону, Северному Донцу и даже Керченскому проливу.
Кроме географии, расцвет Хазарии, ее международное признание обеспечили ей евреи. Как я говорил ранее, они жили на территории Северного Кавказа и Закавказья задолго до прихода хазар.
В 1Х веке произошла дополнительно массовая миграция евреев из Византии и Персии. Это усилило еврейское присутствие на территории каганата. Во всех городах страны возникли большие процветающие еврейские общины. Ключевые места заняли евреи в царском окружении, раввины стали его главными советниками.
Хазарский каган использовал предприимчивость и грамотность евреев и для работы в многочисленных провинциях. Так, им был доверен сбор, подсчет и оценка податей – одной из основных статей дохода казны. Арабский автор аль-Истахри писал: “…страна богата овцами, пчелами и евреями”. Но он был не точен, истинное богатство Хазарии, благодаря евреям, создавалось, кроме торговли, развитым ремесленничеством, особенно ювелирным производством. Во всем мире славились золотые изделия хазаро-еврейских ювелирных мастеров.
Но еще более интригующий вопрос, связанный с хазарами, это их религия. В советской литературе долгое время по этому поводу царило стыдливое молчание. Да и что тут было говорить – неожиданно обнаружилось, что прямо в центре советской России, на великой русской реке матушке Волге, еще в V111 веке ходили не в церкви, а в синагоги, соблюдали субботу, праздновали Хануку, Пурим и надевали таллесы.
Как мог случиться такой конфуз?
Вот что рассказывает легенда, видимо скорректированная антисеми-тами.
Хазарский царь Булан задумал обьединить подвластные ему народы единой идеологией. Согласно легенде, он позвал на диспут мусульманско-го кади и христианского священника. Они стали с таким рвением и остервенением доказывать преимущества своей веры и так ругаться друг с другом, что Булан их выгнал. Потом он пригласил к себе мудрого молчаливого раввина, тот ему понравился, хазарский царь и принял иудаизм.
В этой легенде имеется большая неточность. В то время о мусульманстве еще не могло быть и речи. В V11 веке мусульманство только зарождалось в недрах Аравии и Персии, а христианство пришло сюда вместе с кириллицей с Запада только в Х столетии. Легенда о якобы существовавшем споре придумана в наше время.
На самом деле, главную роль в выборе религии, конечно, сыграла политика. Поначалу Тора и Талмуд почитались только среди хазарской знати. Основная масса населения оставалась идолопоклонниками. Только после массового перепоселения в Хазарию евреев началась и массовая иудизация остального населения Хазарии. Повсеместно стали строиться синагоги и иешивы.
Несколько позднее (Х век) другой собиратель земель киевский князь Владимир тоже задумал с помощью единой идеологии закрепить подчинение своей власти мало связанных друг с другом диких племен. Какую для этого религию выбрать? Может быть, мусульманство? Нет, оно было далеко и непонятно. Ближе всего находился иудаизм – государственная религия рядом расположенного, правда, ослабевшего хазарского каганата. Местные славянские племена, столетиями “ходившие под хазарами”, хотя и являлись язычниками, больше знали об иудейских традициях, чем о христианских. Благодаря чему и в иудаизм их обратить можно было значительно проще. Кроме того, этому могли способствовать жившие в самом Киеве евреи.
Но к середине Х века отношения с Хазарией было неважное. Киев-ский князь Святослав, унаследовав мстительной жестокий нрав своей матери Ольги, направил свою дружину на Хазарию. “Иду на вы!” – воскликнул он и, напав на Итиль, полностью его разрушил.
Поэтому исповедовавшийся хазарами иудаизм оказался в то время не ко двору. А вот южный сосед христианский Константинополь всячески демонстрировал свое покровительство киевским князьям. И Владимиру комфортнее было принять византийское православие. Что он и сделал.
Русь православная. Эти два сросшиеся друг с другом слова, ка-жется, никаким другим словосочетанием никогда быть не могли. Но это не так. В двух шагах стояла тогда Русь от того, чтобы называться… иудейской. Исторической случайностью было принятие киевским князем Владимиром христианства, а не иудаизма. Ходили бы сейчас русские в кипах, читали книги справа налево и делали обрезание своим новорожденным мальчикам.
Несмотря на принятие Владимиром православия еще долго населе-ние Киевской Руси оставлось языческим, а кое-где даже иудейским.

Хорошо известно, что матерью Владимира Мономаха – Красное Солнышко была иудео-хазарская царевна Малка (Малуша), а воспитателем был его дядя, брат Малки, Довбр. Он был иудео-хазарским витязем (богатырём), поступил на службу к Святославу, чтобы быть рядом с племянником и сестрой. С него, видимо, нужно начать счёт службе иудео-хазар русским князьям, а Довбр (Добрыня Никитич как гласит легенда) играл большую роль в крещении Руси, и его нужно считать первым «выкрестом». Притом Довбр был не один, с ним была иудео-хазарская дружина.
Происхождение казаков не давало покоя православной церкви. Дабы скрыть их иудейские корни ею распространялась легенда о татарских корнях казаков (лишь бы не еврейских). В летописях Войска Донского я обнаружил упоминание о том, что название станицы Кагальницкой произошло от «турецкого» слова КАГАЛ.
Действительно, есть свидетельства хождения среди русских каза-ков в недалеком прошлом наречия похожего якобы на тюркское. На-пример, в повести Л.Толстого “Казаки” упоминаются казачки, говорящие на каком-то “татарском” языке. Даже Л. Толстой не мог или не хотел себе представить, что многочисленный народ – казаки говорят на еврейском языке. С татарским было проще. Не требовалось никаких разъяснений.
Но все-таки трудно себе представить чубатого казака с шашкой, изу-чавшего в субботу недельную главу Торы. А между тем это так и было. Несмотря на то, что казаки говорили по-русски и приняли православие, они никогда не признавали себя русскими.
Они представляли себя так: Мы не русские, мы особый народ.

В угоду православной церкви, антисемитски настроенной царской власти, а позднее – советской вопрос о происхождении казачества многократно искажался.
Казачество, к сожалению, на долгие годы было вычеркнуто из исследований ученых. Считалось, что казаки являются безусловными сторонниками монархии и капитализма, поэтому изучать их не нужно. Поэтому в современной российской науке даже определения казачества как такового не существует.
А между тем при объективном анализе исторических документов по-зволяют сделать ряд логически аргументированных выводов.
Регион, где издревле проживали казаки сегодня называется территорией Всевеликого войска Донского
Некоторые исследователи пытаются дать оценку происхождения казаков по нынешнему составу населения территории Войска Донского. Однако за последние 2-3 столетия этнический состав населения территории резко изменился. Приток на территорию в Х1Х-ХХ веках украинского населения не дает основания для суждения о происхождении казаков по нынешнему его составу.
Слово казак произошло от ивритского происхождения от слова хазак, то есть «сильный». Такую интерпретацию этого слова поддерживают многие исследователи.
В 1919 г. издательство отдела народного просвещения Всевеликого Войска Донского выпустило книгу историка, географа В.В.Богачева “Очерки географии Всевеликого Войска Донского”, своего рода учебное пособие. Интересно то, что в ней автор отметил влияние евреев на формирование донского казачества, указав, между прочим, на происхождение десяти казачьих родов от евреев.
Союз евреев и хазар просуществовал несколько веков, поскольку в наибольшей степени отвечал интересам обоих этнически обособлен-ных друг от друга народов.
К X веку Хазария начинает терять свое значение как крупная торговая держава по причине мусульманских завоеваний, которые отрезали Хазарию от Индии и Китая. Движение по Великому шелковому пути было приостановлено. Исчезновение караванных путей привело к медленному угасанию и исчезновению Хазарии как государства. Однако еще несколько веков на территории бывшего Хазарского каганата продолжали существовать многочисленные поселения, превратившиеся в нынешнюю территорию Войска Донского.
Распространение евреев-казаков соответствует территории, при-надлежавшей хазарскому каганату и выходит далеко за пределы Дон-ской области. Одной из зон расселения евреев-казаков было Приднепровье, где сформировалась Запорожская Сечь.
Интересно, что в древнерусском эпическом творчестве Днепр назы-вали весьма выразительным именем – Израй-река.
Историк С.Я. Боровой еще в 30-е годы обнаружил в открытом А.А. Скальков-ским архиве Запорожской Сечи множество документов на еврейском языке. На иврите также были написаны древние летописи Киевской Руси. В этом нет ничего удивительного, поскольку до Х века другой, кроме ивритской письменности в этом регионе не было. Это была письменность населения Хазарского каганата.
Труды С.Я.Борового показывают, что доля евреев в запорожской среде была весьма значительной – настолько значительной, что евреи в некоторых случаях даже выступали как самостоятельные военные еврейско-казацкие отряды.
Один украинский писатель даже написал повесть, в которой героями и участниками были евреи-запорожцы.
После соединения Украины с Россией, многие семьи, происходящие из евре-ев, породнились с русскими дворянскими родами – так что во многих российских дворянах тоже еврейская кровь есть.
Феликс Кандель в книге «Очерки времен и событий» написал, что для защиты Крыма по мысли Потемкина создавался Израилевский полк, который должен был состоять наполовину из пехоты, наполовину из кавалерии (евреев-казаков с запорожскими пиками).
Эти материалы подтверждают значительное присутствие евреев в зоне, где проживали казаки. То есть, фактически, древние казаки это и есть евреи.
Среди донских казаков еще сейчас встречается антропологиче-ский тип людей, по внешним данным напоминающим евреев.
Вот что пишет Владимир Гольдин. Я из донских казаков. Моя мама – стопроцентная казачка из старого казачьего рода Уваровых-Мотасовых-Пчелинцевых. В родных краях меня все считали казаком или, по крайней мере, русским. Переехав с женой в Закарпатье, я сразу попал в категорию евреев. Далее он пишет. «Есть у меня в родне донские казаки. Внешне более семиты, чем средний ашкеназ. Они скорее похожи на сефардов или бухарских евреев. Характер, правда, крутоват. Не еврейский, как мне казалось, характер. Казалось, пока я не увидел своими глазами в чисто религиозном еврейском поселении и скачки на лошадях с диким криком, и драку, устроенную молодым парнем, отколовшимся от религии.
В более позднее время исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки, Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, те же уже упоминавшиеся Перехристы.
В антипольских восстаниях времен Руины участвовал винницкий сот-ник Лейбенко, доктор-еврей вместе с гетманом Дорошенко ушел в москов-скую ссылку.
Откуда пошло по миру мнение, что евреи – народ умный, но хилый. Шахматисты да, а штангисты или борцы – так нет. Сила Шимшона (Самсона) вошла в поговорку, менее известны другие прославленные силачи Израиля. Иуда Макавей в честь которого спортсмены евреи всего мира съезжаются в Израиль на макабиады. Своим коротким мечом разрубал всадника до седла, брат его Элиэзер колотушкой боевых слонов убивал. Один из тридцатки будущего царя Давида льва задушил голыми руками. Вспомним многократного олимпийского чемпиона по плаванью Марка Спица, штангистов чемпионов мира и олимпийских игр Исаака Бергера и Григория Новака.
Православная церковь сделала много для разжигания антисемитизма в казацкой среде, искусственно противопоставляя евреев и казаков, как якобы непримиримых антиподов.
В последние годы в российской литературе перестали бояться публи-каций о евреях казаках.
Вот, что пишет Ефим Подосик (2005 г.).
В 1946 году я впервые после войны получил краткосрочный отпуск и посетил родителей, живших тогда в г. Борисове БССР. Отец, главный бухгалтер стеклозавода им. Дзержинского, интересовался моей службой в Советской Армии после войны, спрашивал о моих планах на будущее. Особенно его интересовал вопрос отношения казаков к их сослуживцу-еврею. А я с начала призыва в январе 1943 года и всю войну служил в казачьих кавалеристских частях, притом – рядовым, сержантом, старшиной. Я ответил, что никогда ни от кого не слышал упрёков по по-воду принадлежности к евреям, а вот насчёт фамилии вопросов много, особенно меня спрашивали мещерские казаки, почему я Подоксик, а не Подокса. У них все, кто с реки Подокса, зовутся Подоксами. На это мне отец ответил, что он слышал от своего деда, (отец был 1899 года рождения), что наш род происходит от казаков с Мещеры, которые служили московским князьям ещё до Куликовской битвы, охраняя южные рубежи Московского княжества, но не были христианами, сохраняя иудейскую веру. Позже, в 1619 году, после смутного времени, за участие в смуте на стороне Лжедмитриев (1 и П) всех мещерских казаков, не приняв-ших христианство, патриарх Фёдор (Филарет) Романов приказал выслать из московских земель.
Помню, я поинтересовался: а где, в каких частях царской армии служили мои предки? Отец ответил, что дед и прадед после окончания школы кантонистов служили в Хоперском полку Всевеликого Войска Донского. Ибо были приписаны к нему с детских лет, так что ничего нет удивительного, что я стал конником. Отец добавил, что о казаках не принято много говорить, так как они были главной силой контрреволюции, а тем более происхождение казаков связывать с иудаизмом (был 1946 год).
С тех пор и до сегодняшнего дня я ищу в русской истории следы евреев, которые пришли с юга, через Дон, Донец, Волгу в русскую лесостепь. Я разговаривал со многими евреями в Ростовской области, Ставрополье, Дагестане, Грузии, Абхазии, Армении, Норильске, Пскове, Старой Руссе, Демьяновске, и понял, что мой отец боялся сказать мне всё, что знал об иудейско-хазарских казаках: ведь шёл 1946 год.
История иудео-хазар часто отражает взгляды тех, кто её описывает, а не действительность. Факт в том, что после событий на Куликовом поле иудео-хазары, бывшие в составе войска Мамая, получили разрешение поселиться в Мещерском краю с условием, что они будут охранять рубежи Москвы с юга от набегов степняков. Это они положили начало мещерским казакам. Через 100 лет в 1493 году они приходили в Азов воевать с турками. Всё это подтверждает В.Чивилихин в своём романе-эссе «Память».
Так же исторически известно, что первым донским атаманом, вы-ходцем из мещерских иудео-хазар, был Шары Азман (Сары Азман). Так случилось, что мои соображения о том, что мещерские казаки – это потомки иудео-хозар, были подтверждены знаменитым писателем М.А.Шолоховым.
Дело было так: Шолохов баллотировался в Верховный Совет по Ка-менскому избирательному округу (Ростовская область) и приехал к нам в 37-й гвардейский кавалерийский полк, который с фронта пришёл в составе 50 казачьей кавалерийской дивизии в г. Каменск-Шахтинский. Я был в этом полку старшиной полковой школы. Ознакомившись с состоянием полка, беседуя с офицерами, Шолохов неожиданно спросил у командира полка полковника Шевченко: «Полк казачий, а есть ли в нём настоящие потомственные казаки?» На этот вопрос полковник ответил, что в полку есть не только настоящие казаки, но есть и казаки-иудеи, казаки-субботники (об этом разговоре я узнал потом). Шолохов попросил показать ему казака-иудея. Вызвали меня. По прибытию я доложился командиру полка, а он, приняв рапорт, спросил меня, знаю ли я, кто с ним стоит рядом. Я ответил, что это М.А.Шолохов – автор «Тихого Дона», «Поднятой целины» и тоже полковник. Шолохов переспросил у меня фамилию. Я сказал: «Подоксик». Он спросил: «Из мещерских, что ли?». Я ответил, что есть такое семейное предание, что мы с Мещеры, с Подоксы. Шолохов повернулся к стоящим офицерам и сказал, что старшина – настоящий дореестровый казак. Потом он ещё сказал: «Это легко проверить. Я у вас офицеров спросил, кто был первым Донским атаманом. Вы не ответили, а старшина скажет». И, повернувшись ко мне, спросил: «Так кто же был первым Донским атаманом?» Я ответил: «Шары Азман». Шолохов сказал офицерам: «Памяти нужно учиться у иудеев. Они всё помнят, никогда ничего не забывают». У Шолохова спросили: «А куда подевались мещерские казаки, в школе по истории СССР о них ничего не говорили». На это Шолохов ответил: «Как известно, донские и мещер-ские казаки в годы русской смуты (он сказал, где-то около 1607-1613 годов) поддерживали самозванцев, причём донские казаки с атаманом Карелой с Лжедмитрием II до конца, а мещерские казаки с 1611 года перешли на сторону Москвы. При голосовании за выдвижение Михаила Романова царём голос мещерского атамана Фёдора Меши решил в пользу Михаила Романова. После избрания Романова царём мещерские казаки думали, что их поддержка самозванцев будет забыта, и они будут пользоваться всеми привилегиями для казачества, но прибывший из польского плена патриарх Филарет приказал всех мещерских казаков, не принявших православия, выслать за пределы московских земель. Так практически развалилось это войско». Шолохов добавил, что его мать происходит из потомков мещерских казаков.
В 1813 году была сделана попытка написать историю донского казачества, и согласно этой истории казачество шло от иудео-хазар. Такой поворот в историческом описании был резко оборван самодержавием, а автор сослан на Кавказ в действующие войска.
В конце 1951 года Ефим Подоксик повторно встретился с Шоло-ховым в Новочеркасском музее Войска Донского. На вопрос о названии старейшего поселения на Дону Кагальницого городока, где корень слова (кагал) еврейский. Шолохов ответил, что это мы узнаем только тогда, когда православные и иудеи найдут общий язык в вопросе об истории казаков и всей южной Руси, а пока есть только вопросы.
В современных донских летописях я нашел такую фразу: станица и река Кагальник происходят от татарского слова, обозначающего общину. Естественно, что авторы не могли признаться в ивритском происхождении этих слов.
Как пишет Подоксик, вторую ветвь потомков мещерских каза-ков, иудео-хазар он случайно нашёл в Костромском краю. Оказалось, что часть казаков, которая не ушла на службу к польскому королю Владиславу (или вместе с ним), патриарх Филарет приказал поселить в районе городка Нерехта. Это была Блазновская волость. Теперь это Татарский сельсовет Нерахтинского района. Все они обрусели, забыли своё происхождение. Только камни на кладбище у бывшей деревни Фролы со знаком Давида (магендавидом) напоминают об этом народе.
По статистике в середине XIX века в Блазановской волости про-живали 10 семей иудео-хазар.
В Белоруссии иудео-хазары с реки Березины, чтобы не пропасть, попросили разрешения у Виленского гаона жениться на караимках, однако разрешения не получили, зато им разрешили жениться, выходить замуж за поляков, белорусов с обязательным переходом брачующихся в иудаизм. Вот почему черноволосые Подоксики – сероглазые. А мои внуки и правнуки теперь – это потомки двух колен мещерских иудо-хазар – белорусских и костромских.
Подоксик напоминает, что название реки Березина говорит о том, что она протекает в краю БЕРЕЗ. Слово БЕРЕЗА является производным от ив-ритского слова БЕРЕЗ – кран из которого течет сок. Из БЕРЕЗ, как известно, весною течёт почти волшебный напиток. («Я в весеннем лесу пил березовый сок ».
Таким образом, имеющиеся в нашем распоряжении исторические ма-териалы позволяют утверждать, что задолго до возникновения Российского государства на Кавказе, в Низовьях Волги и Дона, на Днепре вплоть до Киевской Руси проживало огромное количество евреев, пришедших на эти земли еще в У1 веке до нашей эры и постепенно распространившиеся на всю описанную территорию.
Они или сохранили свое еврейство, но были в значительной мере ре-прессированы в годы Советской Власти, или сохранились в многочисленных потомках древнеказацких родов.

купить бордюр в Киеве можно на сайте компании Новый Двор. | Компания CCGrass - искусственный футбольный газон, трава
кинолокации
location.moscow
Мебельная фабрика (гСходня
akam-hpl.ru