Слушать радио киев еврейский

Суббота 2 октября 2010 года – 24 тишрея 5771 года

Суббота 2 октября 2010 года – 24 тишрея   5771 года

Книга «Берешит» («В начале»)

Недельный раздел  «Берешит»  («В начале»)

Эволюция или креационизм?

Дело доходит до судебных разбирательств. В прошлом веке в США шли «обезьяньи процессы» против школьных учителей, преподававших дарвинизм. Несколько лет назад в Санкт Петербурге школьница подала в суд на учителя биологии, якобы «оскорбившего её религиозное чувство»: девушка считала себя созданной «по образу Эло’им», а не по образу обезъяны.

У нас со школы отложился в голове стереотип 19 века: религиозное представление говорит о  сотворении (мгновенном, или в короткий период) «готового» мира, примерно такого, каким мы видим его теперь, а «научное» представление основывается на эволюционной теории, согласно которой современное состояние мира – результат длительной эволюции вечно существовавшей Вселенной: образование звезд и планет из газопылевого облака, появление сложных молекул органических соединений, происхождение новых видов жизни и их естественный отбор.

Итак, креационизм («сотворённость» мира) или эволюция?

Как часто бывает, противоречие тут кажущееся. Во-первых, современные научные представления о происхождении Вселенной и жизни на Земле далеко ушли от эволюционной модели 19 века. Сегодня общепринятой моделью возникновения Вселенной является модель «Большого взрыва», согласно которой:

  1. Вселенная не существовала вечно. У Вселенной есть вполне определенная временная точка Начала.
  2. Это Начало представляет собой гамма-квант высокой энергии, появившийся из ничего (сотворённый…). А гамма-квант – это «свет»…
  3. Дальнейшее развитие Вселенной – возникновение электрон-позитронных пар, других элементарных частиц – удивительная иллюстрация первой строки Торы о «двойном начале сотворения» (Берешит 1,1).

И с теорией Дарвина далеко не все так однозначно, как представлялось в начале прошлого века. Теория Дарвина состоит из двух основных составляющих: теория происхождение видов в результате изменчивости и теория естественного отбора. Но:

  1. Почему-то за последние сотни тысяч лет мы видим только процесс исчезновения (отбор) имеющихся на Земле видов, но не образования новых.
  2. Усиленные поиски палеобиологов не привели к находкам «промежуточных» форм, которых должно быть, по сути, гораздо больше, чем существующих видов.
  3. Ряд органов, имеющихся у существующих сегодня видов живых существ весьма сложны и приносят пользу только в своем завершённом виде. Как такие органы могли развиться в результате естественного отбора малых изменений – дарвинисты не объясняют.

Таким образом, если теория естественного отбора хорошо согласуется с опытом, то эволюционная теория происхождения видов остается на сегодняшний день недоказанной гипотезой.

Попробуем посмотреть, о чём говорит нам Тора в первых своих строчках. Христианизированный, примитивный перевод звучит так: «В начале сотворил Б-г небо и землю» (Берешит 1,1). Именно на такой трактовке основан примитивный атеизм и именно на неё опираются критики креационизма. На самом деле первая фраза допускает несколько логичных вариантов перевода и не допускает примитива. Приведём некоторые:

-        «Берешит создал Эло’им небо и землю».

-        «Два начала сотворения небесного и земного».

-        «Для Израиля и для Торы создал Эло’им небо и землю».

-        «Ради Цели целей создал Эло’им цели и средства».

Подробнее об этом Вы можете прочесть в современном комментарии «Тора ми цион».

Первая фраза – не примитив, типа «По щучьему веленью…». Она раскрывает нам основные принципы создания Мира:

-        у мира есть начало

-        у мира есть цель

-        у мира есть Творец

-        природа мира едина и двойственна.

Вторая фраза сообщает нам о том, что творение мира не было мгновенным и окончательным: «И земля стала хаосом, и тьма над бездною, и дух Эло’им витает над водой» (Берешит 1,2). Первый вариант творения был мгновенным, гармоничным, полным и совершенным, но он не устоял: земля – «арец» – рухнула. Приходится все начинать сначала. Несмотря на вселенскую катастрофу, остался дух Всевышнего, дух Машиаха, т.е. божественная тенденция исправления мира. Именно из этой катастрофы начинает возрождаться мир, но его восстановление идет постепенно. Творится прежде всего основополагающий принцип Развития (эволюции). Этапы Творения по Торе: Свет, Свод, разделение вод и суши, растения, животные –  удивительно соответствуют современным научным моделям мироздания. Объекты творения (вначале – все, потом – живые, потом – только Человек) оказываются наделенными свободой воли, творчества, свободой выполнить или не выполнить желание Творца. Так, например, Творец просит Землю произвести «дерево-плод, делающее плод по роду его, в котором семя его на земле», но становится «примерно так» и Земля дает «дерево, делающее плод, в котором семя его по роду его» (Берешит 1, 11-12). И именно это, по мнению «Эло’им», «хорошо»! Отклонение от замысла дает место контролю, анализу, коррекции – эволюции, но не в результате слепого перебора, а ясного целеположения!

Выдающийся еврейский мыслитель ХХ века, рав Кук, говорил: «Противоречия между Торой и наукой – кажущиеся. Они возникают из-за того, что и наши знания Торы явно недостаточны и находятся в постоянном развитии, и наука в каждой своей отрасли постоянно изменяется».