Слушать радио киев еврейский

Суббота 9 октября 2010года – 1 хешвана 5771 года

Суббота 9 октября 2010 года – 1 хешвана   5771 года

Книга «Берешит» («В начале»)

Недельный раздел  «Ноах»  («Ноах»)

Но пораженья от победы ты сам не должен отличать…

На протяжении 120 лет Ноах, по указанию Всевышнего, строил особое судно – ковчег, одновременно с этим он убеждал людей своего поколения, что должен произойти потоп невиданной силы. Когда люди проходили мимо его дома и спрашивали, что он делает, он отвечал: «Так сказал Владыка мира, что он насылает потоп на землю». Реакцией были язвительные насмешки (см. Берешит Раба 30, 7).

Возникает вопрос: каковы результаты пророчества Ноаха? Вроде – нулевые. Ноах не смог убедить хотя бы одного человека совершить тшуву – исправится. Работа, которой занимался Ноах 120 лет «пошла ко дну». Эта история ярко демонстрирует истинную роль пророка – обличителя. Многократно повторяется она в биографиях пророков Израиля. Результатом их работы, по большей части был полный провал. Народ не был заинтересован выслушивать их и не сворачивал со своего неправедного пути. Несомненно, главная задача обличения и порицания – направить народ на верный путь, нацеливаясь на немедленное его раскаяние и совершение тшувы. Но даже если пророк не сумел привести народ к этой цели, это еще не говорит о том, что он потерпел неудачу! У обличения, как такового, имеется своя собственная ценность и именно поэтому слова пророков на тысячелетия занесены в ТАНАХ!

Когда Всевышний назначает пророком Йехизкеля, Он говорит: «Сын человеческий! Посылаю Я тебя к сынам Израиля, к коленам непокорным, которые бунтовали против Меня…  А сыны эти с лицами упрямыми и сердцами жестокими – к ним посылаю Я тебя, и скажешь ты им: «Так сказал Ашем Эло’им!» И будут они слушать или откажутся, ибо они – дом мятежный, но узнают, что пророк был среди них» (Йехизкель 2, 3-6)… «А дом Израиля не захочет слушать тебя…» (Й. 3, 7). Но раз Всевышний знает, что они не пожелают слушать, зачем Он посылает Йехизкеля терпеть унижения?

Есть своя ценность в том, чтобы сказать слова правды, даже если выяснится, что они не повлияли здесь и сейчас: «И БУДУТ знать, что пророк был среди них». Ценность слов пророка – в самом привнесении в мир слов Творца, в выражении ощутимого присутствия Его в этом мире. Через пророка мы узнаем, что мир не брошен на произвол судьбы: «Йеш Дин, ва-йеш Даян!» – «Есть Суд и есть Тот, кто вершит Суд!». И пророк, тем самым, освящает Имя Творца, совершает кидуш А-Шем, как бы призывая Его прийти в этот мир.

Нам сегодня следует знать: даже когда кажется со стопроцентной уверенностью, что общество не станет слушать, наш долг обличать и говорить правду. Талмуд говорит: «Если перед Творцом открыто, что не послушают, то перед ними (праведниками, на которых лежит долг обличать) разве открыто?» То есть мы не можем быть уверены, что слова эти не повлияют, поэтому мы обязаны их произнести. А в нашей истории немало примеров, показывающих действие таких слов спустя годы и века.

Сегодня роль людей Торы подобна роли пророков Израиля. Необходимо говорить правду, правду Всевышнего. Ту правду, которую из-за тысяч «реальных», «практических», «политкорректных» соображений никто не говорит. Даже если кажется, что разговор ведется впустую, в длительной перспективе это не так. Идти с правдой до конца – этот путь в долгосрочном плане обладает истинным влиянием на народ и на ход истории.