Слушать радио киев еврейский

Суббота 23 октября 2010 года – 15 хешвана 5771 года

Суббота 23 октября 2010 года – 15 хешвана   5771 года

Книга «Берешит» («В начале»)

Недельный раздел  «Вайера»  («И открылся…»)

Не милосердием единым…

Главное качество личности Авраама, о котором нам говорит Тора и повторяют все мудрецы – «хэсэд» – «милосердие». Проявляется оно в самых разных ситуациях. Это и готовность взять с собой (вопреки приказу Творца!) в «землю, текущую молоком и мёдом» всех, кто захочет идти. И невероятное, запредельное гостеприимство: угостить путника хлебом и напоить водой – в порядке вещей, но специально печь лепёшки из лучшей муки и резать и жарить лучшего телёнка из стада – это что-то особенное. (Несколько раз мне пришлось испытать подобное гостеприимство в племенах курдов, во многом сохранивших традиции той эпохи – впечатление незабываемое, начиная с почти насильного привода в шатёр!)  И упорное желание прощения и помилования для жителей Сдома – убийц и насильников – уже и имени человеческого недостойных, а ради этого прощения – бескомпромиссный спор со Всевышним!

Но любое лекарство полезно в определённых дозах. Так и милосердие. Воспитывая родоначальника особого, выделенного народа, необходимо дополнить и уравновесить качество «хэсэд» качеством «дин» – справедливость, правосудие. Ведь если не сказать злодею, что он злодей, не оценить его действия, пусть даже не наказанием, но отсутствием награды, то чем же праведник будет отличаться от злодея? Отсутствие иерархии от злодейства до праведности девальвирует и саму праведность. Не бывает белых «в мире, где наичернейший – сер».

Сначала Творец пытается мягко указывать Аврааму на его ошибки, надеясь, что он разовьет свое милосердие и дополнит его справедливым правосудием. Да, Авраам берет с собой их Харана много неприглашённого народа. Но обстоятельства (а кто их создаёт!) заставляют его оставить всех попутчиков в Шхеме, а потом и разделиться с Лотом. Да, Авраам самоотверженно защищает Сдом, но под неопровержимыми аргументами вынужден согласиться с Творцом, сам становясь судьей Сдома. Но есть «красная черта», переход которой Всевышний не прощает. Эта черта – Эрец Исраэль.

Авраам – не пацифист. Когда коалиция месопотамских царей, завоевав Сдом, забрала в плен Лота и его семью, Авраам не обращается в «Эмнести Интернешнл», а собирает громадную, по тем временам, армию и одерживает убедительную победу, освобождая Лота. Но в вопросах национальной политики, Авраам – милосердный сторонник идеологии «Мир в обмен на территории». Дважды Всевышний клятвенно провозглашает, что вся Эрец Исраэль от Нила до Эфрата и, в частности, Эрец Кнаан – отданы Аврааму и его потомству. Какое обещание может быть твёрже? Но Авраам не готов отстаивать свои (и наши!) права.  Отдать всем всё, что просят: землю, скот, но не допустить открытой конфронтации – вот принцип, который приводит Авраама к Беэр Шевским соглашениям с Авимелехом, в результате которых Грар – родина Ицхака (нынешняя Газа) – на столетия оказалась оторвана от Эрец Исраэль. Интересно, что подданным Авимелеха сама земля неинтересна, они не используют, а засыпают землёй колодцы, отрытые Авраамом. Как и сегодняшним арабским жителям Эрец Исраэль не нужно своё государство, им надо, чтобы не было еврейского…

Всевышний не оставляет без последствий такие действия Авраама. «И было после событий этих» – логичный приказ Творца: «раз тебе не нужна Земля, которую Я обещал тебе и твоим потомкам – потомства у тебя не будет. Не берёшь Землю – верни сына». «Возьми, пожалуйста, сына своего, единственного своего, которого любил ты, Ицхака, и иди себе в страну Мория, и подними его там ола (принеси в жертву всесожжения)» (Берешит 22,2). Подробно историю жертвоприношения Ицхака мы уже рассматривали в прошлых комментариях. А сейчас нам важно, что пережив катарсис на горе Мориа, Авраам меняется. «И вернулся Авраам к слугам своим» (Берешит 22, 19) – другим человеком. Он возвращается в Беэр Шеву, снова вступая в соперничество с Авимелехом, отсылает от себя всех потомков Агари, заботится о невесте для младшего сына – Ицхака и передает ему наследство. Категория «хэсэд» дополняется категорией «дин», чтобы в Яаакове превратиться в  их гармоничный синтез – «тиферет» – «великолепие».