Исследовательская работа Леона Когана
Наш друг Леон Коган был директором Израильского культурного центра в Киеве в 2006-2007 году.
Потом он снова уехал в Израиль.
Мы печатаем его раннее нигде не опубликованную работу:
“Евреи в Западно украинской народной республике”.
Евреи в Западно украинской народной республике.
Докторант Львовского Университета им. И.Франко Леонид Коган
Содержание
Введение
Евреи под властью Литвы XII-XVIII век ……………..2-8
Евреи под властью Австрии 1772. – 1918 г. …………….9-23
Евреи и Русская оккупация ……………24-28
Евреи и ЗУНР 1918-1923гг. ……………25-41
Послесловие
Введение
Евреи на территории Галиции проживали с незапамятных времен. Их демографический и этнический состав постоянно менялся. Политические и социально экономические изменения, были неотъемлемой частью, исторических изменений края. Переходя из рук в руки, от одной власти к другой, от господства одного народа, к другому, евреи, всегда должны были приспосабливаться, выживать и лавировать. Данная работа ставит своей целью, проследить не простой путь Галицкого еврейства сквозь века, останавливаясь на основных исторических событиях. Будут представлены разные исторические периоды, от начала XII века и до начала XX . Особое внимание будет уделено периоду с 1918-1923 года. В это время расцвета борьбы за национальное самоопределение у народов Австрийской империи, евреям была отведена не последняя роль. Возникновение Запдно Украинской Республики, ее отношения к еврейскому вопросу и отношения к ней самих евреев, представляется особо интересным. Вопросы национальной само-индефикации евреев Галиции, их взаимоотношения с польским и украинским народом, так же представляются очень интересными. Поэтому временной отрезок выбран до 1923 года, то есть год развала ЗУНР. В это же время наблюдалась высокая политическая активность со стороны еврейских партий. На территории Галиции, в 20 годы, зарождаются сионистские партии, которые впоследствии возглавят борьбу еврейского народа за самоопределение. Так же, вызывает интерес вопрос противостояния в нутрии общины. Кто они были евреи Галиции? Поляки, немцы или украинцы. Исследование исторических событий, социально-экономических структур еврейского общества, поможет ответить на многие вопросы. Корме этого, следует проследить связь между антисемитизмом и особыми условиями, сложившимися в Восточной Галиции в после военный период.
В работе, будут использованы некоторые архивные документы, до сих пор не изданные Они войдут в приложения. Часть источников будут использованы на украинском, польском, русском и английских языках. В некоторых цитатах автор позволил себе сделать определенные пояснения, снабдив их обвиатурой – Л.К.
Евреи Галиции
Под властью Польши: конец ХII начале XVIII столетья.
Считают, что евреи жили на территории Галиции с незапамятных времен. Они находили приют у местного населения, когда августейшие и христианские монархи Западной Европы изгоняли евреев из подвластных стран или уходили сами от бесконечных гонений и погромов. Первые упоминания в польских хрониках о евреях, относятся к XI столетию1. Евреи всегда, силились поближе к княжеским замкам, надеясь на высокое покровительство и поручения князей. Галицкая летопись 1288 г. отмечая сожаление широких слоев народа, по поводу смерти Владимирского князя Владимира, так описывает отношение евреев к этому событию: ” Евреи же плакали, как по взятию Иерусалима, когда вели их в плен Вавилонский!”2. Характерно, что в XIII в. правительства Центральной Европы предоставили еврейским общинам привилегии (автономию), гарантирующие им свободу торговли, ремесла, личную безопасность и религиозную толерантность. Совокупность, таких правовых актов, получила название королевских привилегий. В Польше, которой была подвластна территория Галиции, такие привилегии были предоставлены евреям в 1264 г. Королем Болеславом Благочестивым (Калишский). С этого времени каждый новый польский король подтверждал, изменял или дополнял существовавшие привилегии евреям , как всего королевства так и отдельных городов. Королевские привилегии, соответствовали духу своего времени и религиозно – социальным отношениям в обществе. Однако, однозначно отнести эти гарантии к исключительно положительным для евреев, не позволяют следующие соображения. Привилегии, с одной стороны, являлись гарантиями, обеспечивающими нормальное существование евреев в стране, а с другой, создавали попасть между еврейским и христианским миром. К концу ХV века, каждые крупный город Малой Польши имел мощную еврейскую диаспору, объединенную в “Кагал” своеобразную, организацию национальной еврейской автономии, где действовал закона Иерусалимского Талмуда, по которым жила каждая еврейская община3. Все кагалы посылали своих представителей во Всепольский Сейм. Кагал и его глава решал все еврейские дела напрямую с представителем Польского Сейма, а при необходимости издания новых документов по этим вопросам, с самим королем Речи Посполитой.4 Кроме этого, глава Кагала передавал напрямую королевскому правительству еврейский чинш, то есть налог, собранный подушно со всей Еврейской диаспоры Речи Посполитой, минуя всяких посредников, причем сумма налога была значительна большее, чем с христианского населения.5 Вероятно, этим можно объяснить те привилегии, которые евреи имели от короля Речи Посполитой. Аналогично действовали и кагалы в городах по всей Речи Посполитой. Таким образом, каждый еврей общины, находившийся под “крышей Кагала”, практически был недосягаем для королевской администрации, но вне общины еврей был, фактически, беспомощен.6
В начале ХVI века еврейский Кагал подчинил личность полностью и до такой степени, что даже король, чтобы установить контакт с кем то из еврейской общины, должен был издать особый королевский акт и, чтобы выйти еврею из-под власти еврейской общины, ему ничего не оставалось, как сталь слугой самого короля или стать христианином.7
В это время еврейская община Речи Посполитой пользовалась значительными привилегиями и льготами и процветали. В числе откупщиков копий Велички например, при короле Казимире Великом, был богатый купец Левко, а сыновья этого банкира впоследствии кредитовали венгерского короля Людовика и королеву Ядвигу8. Место для поселения еврейской общины определял король Речи Посполитой, поселяя ее на королевских землях, причем поселение могло состояться только в том случае, если еврейская община продекларирует “оказание верных услуг королю”, которые трактовались как стабильная выплата, 9 значительных постоянных налогов и разовых чрезвычайных взносов. Однако, к концу ХVI века, король Речи Посполитой уже не имел достаточного количества земли, чтобы предоставить ее евреям, изгнанных из стран Западной Европы, переселенцев из Моравии и Богемии, бежавших от насилия, грабежей и погромов. Поэтому король вынужден был разрешить поселение евреев-беженцев на землях городов шляхты и магнатов. В 1538 году последовал универсал польского короля Сигизмунда I, но при этом в документе было указано, что евреи, поселившиеся на землях шляхты и городов, уже не смогут иметь тех льгот, как те, что были поселены на королевских землях10
В 1449 году король Сигизмунд-Август провел реформу, установив особую “поголовную” (подушную) подать, на все еврейское население Речи Посполитой в размере одного червонца с души на год. В пояснении к этому закону было сказано, что король “имеет в виду дать почувствовать более других тяготу охранения и защиты государством тех, кто богатеет на выгодах Польского королевства”.11 Однако при этом король предоставлял возможность всем евреям, поселившимся на землях шляхты и городов, воспользоваться льготами, которые имели королевские евреи. Если евреи согласны на такое положение дел, то они должны принять королевскую реформу. Суть реформы подсчитать несложно: к тому времени на землях Речи Посполитой проживало около 600.000 евреев. Таким образом, глава Кагала должен был передавать королю ежегодно 600.000 червонцев, но при этом все еврейское население уравнивалось в правах.
Естественно, что та реформа, о которой сказано выше, по современным понятием могла быть квалифицирована как “королевский” или “государственный произвол”, так как за уравниловку в льготах, одни евреи должны были платить один раз, а те кто поселились на землях шляхты платить дважды: единую подать королю и чинш за аренду земли в городах и у шляхты. Весьма возможно, что большинство евреев-беженцев решило принять королевскую реформу и по возможности войти в одну из “королевских еврейских общин ” приписаться к евреям поселенным на королевских землях и таким образом, избавиться от того, чтобы платить налог дважды.12 Более всего таксе положение устраивало тех еврейских беженцев, которые поселились на землях крупных городов и в городах начался строительный бум на базе еврейских инвестиций: евреи платили “единую королевскую подать”, строили дома, банки, постоялые дворы, мельницы, торговые склады и, естественно, синагоги, молельные дома и школы . При этом росло еврейское население не только определенного городом еврейского квартала: прибывавшие из Западной Европы беженцы получали от города разрешение строиться на других участках городских земель и естественно, жить среди христиан и даже строить там синагоги и молельные дома, нарушая при этом королевские законы, но деньги решали все. Подобных еврейских застроек, среди христианских домов, в квартале, появлялось все больше и больше, с откровенного попустительства городского самоуправления (обозначенного Магденбургским правом), которое выводило магистратуру из-под власти короля.13
В 1551 году вышло постановление Сейма, а том, что еврейские общины Кракова, Познани и Львова решали свои еврейские вопросы внутри общин, чтобы общины этих городов: не вторгались в дела друг друга, а в каждой общине такие разногласия решались раввинами этой общины, а решение раввина не подлежало апелляции. В случае несогласие с приговором, тот, кто упорствовал в этом несогласие, мог быть отлучен от синагоги и должен был заплатить штраф в размере 1.000 венгерских червонцев, а тот еврей, который в течение четырех недель, не позаботится снять с себя отлучение, может быть приговорен к смертной казни.14 Таким образом, каждый член общины, практически был бесправен, так как, естественно, что Иерусалимский Талмуд, которым тогда руководствовались раввины или старейшина, не имел тех статей, которые характеризовали изменения в жизни еврейского народа через 1.000 лет после создания этого, обязательного для еврейской жизни документа.15
Таким образом, к концу ХVI века, на основании всех законодательных документов Речи Посполитой, еврейская элита выработала систему организации евреев, при которой все еврейское население концентрировалось в крупных польских воеводствах в еврейские самоуправляемые общины. Каждый кагал состоял из чиновников трех степеней: рашим (?????), добрых мужей (?????) и института сорока мужей-кагальников ((?????, которых ежегодно выбирали из числа налогоплательщиков, купцов и мастеров ремесленников. Выборы происходили на третий день праздника Пейсах. Выбывших членов кагала, как правило, заменяли их родственники. Таким образом, кагал приобретал характер олигархии. Число членов кагала было пропорционально величине общины. На кагальное управление возлагались все административно-финансовые, религиозно–воспитательные и судебные функции управления всей еврейской общиной.16
Практически, “кагал” являлся главным официальным органом еврейского самоуправления в Речи Посполитой. Все свои решения он базировал на Вавилонском или же Иерусалимском Талмуде, к которым прилагались специально разработанные новейшие разъяснения в соответствии с изменениями, происшедшими в жизни евреев: “Шульхан-Арух” (????? ????)17.
В еврейский кагал обращались все польские официальные лица для решения всех претензий, тяжб и судебных дел, с новыми польскими законами и предписаниями. Для разрешения вопросов, касавшихся всей общины, евреи собирались на небольшие окружные “сеймики” или ваады, куда делегировались раввины, старшины и депутаты от кагалов.18 Окружные ваады и сеймики послужили основой коронного ваада, основанного в 80 годах шестнадцатого века. По делам, касавшимся всех евреев, проживавших в Малой Польше, один раз в год в Ярославле (Галичина) на большой сейм, а на следующий день сбор проходил в Люблине, где присутствовали все: представители от польской еврейской диаспора из Великой и Малой Польши, Волыни, русского и белзского воеводств. Ваад состоял из двух отдельных учреждений. Собрание областных старейшин ((???? ??????? и собрание даянов ( (??????, то есть судей, представляющих главные кагалы своих областей. 19 Еврейский Генеральный Сейм, известный в еврейской истории, как “Синод Четырех стран” ( (???? ?????,собирался два раза в год в городе Люблине или Ярославле. На собраниях ваада принимались и обсуждались постановления по вопросам социально-экономической, культурной и религиозной жизни еврейского народа. Это представительное собрание, устанавливало процент от общего налога, который должен был внести каждый кагал в королевскую казну, законы, касающиеся кредитно – денежных операций, условия взимания процентов. Помимо этого главного вопроса, решались второстепенные: выдача окладных листов, издание новых, обязательных для каждого еврея постановлений, принятие мер для ходатайства о необходимых привилегиях и подтверждения уже существующих со стороны властей, принятие апелляционных решений по общинным судам и цензура представленных для печати новых еврейских книг.20Законы принятые Ваадом его постановления были обязательны для каждого еврея Польши, в том числе и евреев украинских земель. Нарушение или невыполнение законов и постановлений ваада , влекло за собой строгое наказание, вплоть до отлучение еврея от общины, то есть “херем”((???.
Опираясь на эту стройную и простую структуру еврейской национальной автономии, вернее сказать, еврейского государства в государственной системе Речи Посполитой, подчиняясь безусловному авторитету еврейского права, жившие в Речи Посполитой евреи, стали замкнутым промышленно-торговым и финансовым сословием, контролировавшим почти всю промышленность, торговлю и финансы Речи Посполитой. Пользуясь покровительством воевод и их наместников, под непосредственной номинальной властью которых они были, поддерживаемые шляхтой у которой они арендовали земли и противостоя католическому духовенству, которому в особенности иезуитам, они платили астрономические проценты на занятые у них капиталы, еврейские общины быстро преодолели сопротивление польских и украинских конкурентов по ремеслам, торговле и банковскому делу.21 В то же время польские конкуренты, все время, находились в противоречиях между собой, а у евреев этого не наблюдалось, так как эти возможные противоречия сразу же устранялись перераспределением сфер, производства и торговли внутри кагалов и общин.22
Однако, захватив ключевые позиции в городах, евреи не смогли их удержать, так как у них не имелось соответствующей ,по тому времени, общеобразовательной базы, так как национальное просвещение было построено на мудростях ,только Талмуда.23
Отсутствие нормального европейского образования не давало евреям возможности воспитывать перспективную молодежь. По-прежнему, подрастающее еврейское поколение продолжало получать начальное и среднее образование согласно Талмуду. Евреи, все больше и больше, замыкались в своей национальной – “кагальной” автономии и не могли полностью адаптироваться в современное общество Речи Посполитой. Продолжая оставаться в приютившем их государстве инородным образованием, переселенцами-иностранцами, живущими по воле случая в чужом для них государстве, замкнутыми в своих кагалах, питая свой интеллект лишь Торой и Талмудом, евреи в Речи Посполитой все более ощущали давление со стороны конкурентов и влияния на традиционные устои жизни. Еврейские общины в Европе, и в частности в Галиции, оставались замкнутыми религиозно-этническими группами практически до Великой французской революции и наполеоновских войн.
II. Под властью Австрии 1772-1918 г.
22 июля (5 августа) 1772 года Россия, Австрия и Пруссия произвели первый раздел Речи Посполитой. Галиция была передана под власть Священной Римской империи (Австрии),практически, под власть австрийского императора. На базе земель, полученных при Первом разделе Речи Посполитой, был сформирован новый регион империи – Королевство Галичины (Галиции) и Лодомерии, воссоединенной с Австрией, куда вошли Восточная Галичина, и южные земли Краковского, Сандомирского и Люблинского воеводств25. Территория, захваченная Австрией составила 80 тыс. км с населением около 2,6 млн. человек. Украинцы составляли более 60%, поляки – 28%.Еврейское население насчитывало 171851 человек 26. Галиция обладала значительными природными ресурсами. Однако, несмотря на изобилие природных богатств, край оставался бедной страной с недоразвитой экономикой.72% ее населения было занято в сельском хозяйстве. Земля почти полностью принадлежала польской шляхте, королю и церкви (орден иезуитов). Шляхта продолжала владеть почти всеми видами промышленной переработки сельскохозяйственных продуктов и горнодобывающими предприятиями. В 1774 г. В Галиции насчитывалось более двух тысяч сел и городов. Из них польской шляхте принадлежало в Галицком воеводстве 792, в Белзском- 705 малых городов и сел, заселенных в основном украинцами и евреями27. Социальная структура еврейства была весьма дифференцирована. По данным австрийской конскрипции в Галиции насчитывалось 151,3 тыс. евреев, приблизительно 41,4 тыс. семей, объединенных в 257 кагалах. Всего трудоспособных евреев мужчин было 57,2 тыс.человек. По группам профессиональной занятости они распределились таким образом:28 ремесленники- 16 тыс. человек, занятые в хозяйстве-3 тыс. человек, купцы, лавочники -6.2. тыс. человек, корчмари – 6.9 тыс. человек, арендаторы – 4.3 тыс. человек, служители культуры, учителя – 4.2 тыс. человек, лекари -04.тыс.человек, музыканты – 01 тыс. человек, нищие и люди без профессий – 17 тыс. человек. Итак, значительная часть взрослого еврейского населения (28%) составляли ремесленники, которых в торговые и ремесленные цехи христиан не принимали. Чтобы не попасть в ряды “бетель юден” (евреев живущих с подаяния), они и члены их семей были вынуждены трудиться по 14-16 часов в сутки. На протяжении почти двух столетий власть над евреями Польше и Украины непосредственно осуществляли автономные структуры: кагалы, окружные еврейские сеймики и ваад четырех земель
. К концу XVII века власть ваада и окружных еврейских сеймиков резко ослабла. Был подорван также авторитет кагального управления еврейскими общинами. Ваад все хуже выполнял свои основные функции – распределение между кагалами обозначенной суммы еврейских податей и взимание их через кагалы для королевской казны и двора. Это и стало причиной того, что польский сейм в Варшаве в 1764 году, распустил Ваад четырех земель и окружные ваады.29
С 1 мая 1773 года австрийский цезарь утвердил город Львов краевым губернаторским центром. Там поселился царский наместник и генерал-губернатор нового региона граф Перген30. В том же году, на территории Австрии и Речи Посполитой был упразднен Орден иезуитов. Естественно, что весь материальный скарб их был конфискован, а польские и Галицкие евреи, которые, как и литовские, были в долговой зависимости от Ордена, вздохнули свободно. Наместник края, граф Перген, разделив регион на шесть округов, ликвидировал Коронный еврейский кагал. Однако, в каждом из шести округов на базе еврейских кагалов были сформированы “Еврейские ординации” (Juden-ordnung), а во главе всего Галицкого еврейства был сформирован орган под названием “Еврейская дирекция”( Judische Direktion)31. Во главе этого центрального органа был поставлен “Краевой Раввин” и шесть старшин, по каждому от каждой дирекции, Этот орган непосредственно утверждала императрица Священной Римской империи – Мария-Луиза. Главной целью “дирекции”, был краевой еврейский имперский налог, который, как оказалось впоследствии, был ровно вдвое больше, чем во времена Речи Посполитой. То есть не две, а четыре польских злотых на каждую еврейскую душу в год32. Второй драконовский закон императрицы Марии-Луизы касался ограничения рождаемости в еврейских общинах и, хотя “Орден иезуитов” уже был упорядочен, однако ограничение по рождаемости выглядело прямо, как в лучших иезуитских традициях. Теперь, по новому закону, евреям, вступающий в брак, было необходимо документально подтвердить о том, что их имущество должно быть не менее 500 польских злотых, причем 50 злотых жених должен был внести наличными в казну Коронного края. А при том бедственном положении, в котором были в то время еврейские общины, этот закон, фактически, запрещал создание новых еврейских семей и, естественно, нового пополнения в еврейских общинах. Впоследствии, “залог жениха” начал расти уже по чиновничьему произволу. Еврейская молодежь вступала в брак без разрешения, и коронная администрация высылала молодоженов из пределов государства. Даже в пределах Российской империи, славившейся враждебным отношением к евреям, такого издевательского закона не было. 33Почувствовав, что этим австрийское правительство не окончит свою кампанию по снижение количества евреев в Коронном крае, а те кто имел кое-какие сбережения, покидал Галичину, перебираясь в российскую империю, а некоторые направлялись в Американские колонии. К этому времени проезд евреев-эмигрантов в Край был закрыт34. Смерть императрицы прекратила на время дискриминацию в отношениях к евреям.
Новый цесарь Иосиф II выпустил 19 октября 1781 года закон, которым были восстановлены почти все еврейские права, которые еврейские общины имели в Речи Посполитой, но главную идею матери снижение прироста еврейского населения, ее сын, Иосиф II, оставил без изменений.35
7 мая 1789 года вышел документ-Патент толерантности36, которым уничтожалась “Еврейская дирекция”, упразднялись синагоги и кагалы. После многочисленных сомнений и колебаний император пришел к выводу, что нельзя налагать на народ обязанности, не предоставляя ему равных с другими народами прав, а также нельзя ожидать преданности от людей, которые находятся вне общества. Иосифом II были приняты кардинальные меры по устранению обособленности евреев: ликвидирована власть кагала, потеряла силу юрисдикция раввинов, практически была разрушена сложная структура прежнего самоуправления, унаследованного от Речи Посполитой.37 Патент толерантности состоял из 7 глав и 64 параграфов.38 В преамбуле раскрывался его смысл и назначение, заключающееся в том, чтобы: ” для всеобщего блага отменить различия между христианскими и еврейскими подданными, существующие в действующем праве, предоставить проживающим в Галиции евреям различные права и свободы, которыми пользуются другие наши подданные”.39 Патент толерантности стал основополагающим для галицийских евреев. Все издавшиеся впоследствии распоряжения и законы о евреях соотносились с параграфами этого документа, изменялись то в лучшую, то в худшую для них сторону. Новая организация еврейского быта в Галиции внесла в жизнь народа не только и не столько стабилизацию, но и ряд явлений кризисного порядка. Несмотря на декларативное устранения различий между подданными, практическим результатом нового закона явилось разрушение складывавшейся веками структуры еврейского быта и организации общин, системы образования и устранение евреев от многих их традиционных занятий. Сковывалась также свобода передвижения, и осложнялся процесс вступления в брак40. Еврейские законы и евреи включались в австрийскую общегосударственную систему, в том числе, отказавшись от своих еврейских имен и фамилий Император неоднократно говорил, что стремится превратить евреев в полезных граждан монархии ,путем ассимиляции и приобщения к немецкой культуре .Евреям предписывалось принять фамилию, как правило немецкую, записаться под ней в кагале и в домовых книгах. При этом чиновники не упускали шанс подзаработать. За благозвучную фамилию приходилось давать немалую взятку.41
С целью приобщения к немецкой культуре евреем предписывалось принять австрийский и немецкий язык, который был государственным в империи.42 Еврейская молодежь должна была получать образование в бесплатных школах для евреев с преподаванием только на немецком языке. Наконец последовал указ от 18 февраля 1789 года, по которому евреи подлежали призыву для службы в вооруженных силах, но толку от этого не было никакого. Новый император Леопольд II решил, что лучше получать от евреев деньги, чем плохих рекрутов и в 1791 году евреи были освобождены от воинской службы. Солдаты были отпущены за 30 злотых с человека.43
Однако направление на германизацию продолжалось. В это время еврейским общинам крайне не повезло, так как цесарь отличался, скрытым антисемитизмом и при нем была выпущена масса подзаконных актов, ущемлявших права евреев на каждом шагу. При императоре Франце I эффективность германизации достигла пика. Для организации немецкого образования, были приглашены еврейские педагоги, досконально знавшие еврейский и немецкий язык. Учителями этих школ назначались евреи европейского типа, прибывшие из Германии и Чехии. Правительство, вряд ли предвидело, что эти просвещенные педагоги, отличавшиеся по внешности своей и языку от окружающего еврейского населения, станут насаждать европейскую культуру и традиции, среди галицийских евреев, и впоследствии создадут почву для будущей интеллигенции, которая поведет за собой Общину в эпоху “весны народов”- революции 1848 года. Однако их первые шаги, вызывали противодействия со стороны значительной части еврейского народа. Должно было пройти полвека, чтобы поколение, воспитанное под их руководством, почувствовало в себе достаточно сил для самостоятельной плодотворной общественной деятельности. Одним из первых был Герц Гомберг, ученик Михаила Мендельсона, который прибыл во Львов с группой профессионалов в 1788 г и возглавил реорганизацию еврейского образования.44 К началу XIX века, в Галиции были организована 41 начальная школа и 2 школы с семиклассным образованием в нескольких крупных городах края, а к началу 1800 гг. в Галиции было уже 105 еврейских школ с образованием на немецком языке. Несмотря на принудительное посещение школ, ряд из них все же вскоре пришлось закрыть из-за активного сопротивления ортодоксальных евреев.45.
При цесаре Франце-Иосифе началось движение евреев за эмансипацию, которую возглавил еврейский видный политик Аарон Фимгоф и другие еврейские просветители, такие как Мизес М.Р., раввин А.Кон (позднее убитый ортодоксальным евреем46). Их стараниями австрийский парламент 243 голосами против 20 отменил унизительные еврейские налоги – свечной и кошерный сборы, что стало первым крупным достижением еврейской общественности в революции 1848 года. Однако, несмотря на занесение части еврейских преобразований в конституцию 1849 года, позднее, в связи с наступившей реакцией, конституция претерпела различные изменения, и еврейские права были обозначены лишь юридически, а практически все осталось по-прежнему.47 Так, например, львовские евреи оставались юридически замкнутыми в стенах городского гетто вплоть до 1867 г.48 В 1859 году, имперскому правительству пришлось под давлением европейской и еврейской общественности, вновь вернуться к правам евреев. Они получили право заниматься ремеслами, свободу вступать в брак без выкупа: открыто исполнять религиозные обряды, причем удалось добиться узаконения ранее заключенных браков 49. Полное восстановление в правах, вернее сказать, восстановление без прав, которые имели евреи в Речи Посполитой, произошло в 1867 году. Этим законом было отрегулировано отношение католической церкви и еврейских школ, и разрешение смешанных браков иудеев с христианами, а так же переход евреев в христианство. Примерно, в это же время, Край( Галиция) получил права автономии, право иметь собственный сейм, но ключевые посты, там заняла польская аристократия, так как избирательный закон имел разные квоты и права евреев вновь стали зависеть уже от чиновников, но уже не от Вены, а от местных крючкотворов 50.
14 ноября 1868 года вышел Цесарский рескрипт Франца-Иосифа с новым административным делением, но уже не в составе Священной Римской империи, а в составе нового образования Австро-Венгрии. По этому документу евреи стали жить в Королевстве Галичина и Лодомерии 51. Однако, при всех шероховатостях отношения между евреями и австро-венгерским правительством и дискриминации этого правительства в отношении к украинцам, и те и другие были в более предпочтительных условиях, чем евреи и украинцы в Императорской России. Однако, австрийское правительство даже к концу XIX века, дав евреям, равные права со всеми остальными национальностями Австро-Венгрии, не признало их родной язык и их религию как полноправные факторы национальной принадлежности. Этим объясняются различия в данных переписи населения империи, проводившейся в 1910 году: национальность определяли по владению, так сказать, “вторым языком”, причем 5 % евреев, записались украинцами, а 20.000 евреев были записаны немцами, а 850.000 Галицких евреев, австрийские чиновники, производившие перепись, записали поляками. 52
В 60–х. годах монархия Габсбургов потерпела ряд поражений во внешней и внутренней политике. Возникла острая необходимость в глубоких реформах во всех сферах общественной жизни. Тогда то власти Австрии и предоставили право евреем повсеместного жительства. Им разрешено было переселяться из городов в деревни, дабы владеть землей, переезжать из Галиции в другие области монархии. По конституции 1867 года Австрия стала двуединой монархией – Австро-Венгрией. Галиция получила широкую автономию, но власть осуществлялась здесь польской шляхтой, а еврейская эмансипация фактически оказалась зависимой от местного польского чиновничества.53 Положение евреев осложнялось тем, что они были разделены на разные противоборствующие силы: большинство евреев, жители местечек и сел и значительная часть евреев городов находились под влиянием ортодоксов хасидов, решительно выступая за сохранения старого еврейского уклада. Им противостояли сторонники просвещения, молодая интеллигенция, выращенная поколением учителей германистов, склонная к реформированному иудаизму и ассимиляции. Они основали, в 1869 году общество – “Шомер Исраель” ( (???? ?????и газету “Исраелит”, пропагандирующую идеи немецкой хаскалы в Галиции. В противовес просветителям, ортодоксы и хасиды учредили союз “Махсикей хадат” ( (?????? ???, задачей которого было противодействовать распространению просветительских идей среди галицийского еврейства. В мае 1873 года активисты из “Шомер Исраель”, готовясь к выборам в парламент, основали “Центральный избирательный комитет галицийских евреев”. Его программа действий сводилась к укреплению центральной власти на основе австрийской конституции 1867 года. Выступая вместе с представителями украинской общественности на выборах в австрийский парламент и местные органы власти , евреи провели в парламент 5 депутатов( на 78 депутатских мест для Галиции ).54В краевом сейме они тоже имели 5 депутатских мест на 115. В местных советах евреи располагали в Кракове – 11 .Дрогобыче – 7, Львове – 5, Самборе -7, Бродах -12 депутатов. Большинство из них вместе с украинскими депутатами блокировались с представителями немецкой либеральной буржуазии. На этой почве не раз возникала конфронтации с представителями польский партий, так называемым “Польским клубом”, в австрийском рейхсрате.55
Последующие годы конца XIX начало XX были охарактеризованы высокой политической активностью евреев Галиции. К началу XX века. тут действовали, 6 партий просионисткого толка. Палестинофилы были представлены партиями “Настоящих сионистов”, “Мизрахи” и “Еврейской социал-демократической партией Поалей Сион”.Вместе с ними существовали еще две партии, решения еврейского вопроса в Палестине,- “Бунд” и ЕСДП(еврейская социал-демократическая партия). Поклонники еврейской традиции были представлены партий “Агудат Исраель”.56 Несмотря на различия в идеологи все партии имели две программы: одну внешнею (жизнь в Палестине),а другую внутреннею, которая предусматривала сохранения еврейской жизни в Галиции и подготовку к алие (?????).57 В1893 году в Галиции состоялся первый съезд сионистских партий на котором были основаны два центра: один в Львове, другой в Станиславе.58 Все партии выступали за национальную и религиозную автономию евреев в Галиции, однако, существовали серьезные разногласия. “Поалей Сион” не придавали значения религиозной форме кагала, как единицы национального существования, в то время, как “Агуда” и “Мизрахи”, считали свободу вероисповедания и возращение к системе кагалов единственно верной формулой еврейского существования. Дополнительными факторами противоречий, являлись отношения к проблеме языка (иврит или идиш) , а также к вопросу ассимиляции( поддержка польских, украинских или австрийских представителей).59 Активность еврейских политических партий в Галиции наглядно видна в спектре периодических партийных изданий. Так по данным 1910 года в Галиции издавались 7 политических газет на идише (“Judisce illustriete Zeitung”, “Drohobytzer Zeitung”,”Der Socialdemokrat”,”Przemysler Volksstimme”, “Naue Volkszeitung”,Die Gerechtigkeit”,Der Judischer Arbeiter”) , три издания на иврите (“?????”,” ????”",”?????” ), а также ряд польских изданий (“Tygodnik”,”Jednosc”,”Palestina”,”Wshod”,”Slovo Zydowskie” ).60
Естественно, что кроме еврейских партий существовали национальные и социал-демократические партии других народов, населяющих Галицию. Так в 1897 австрийская социал-демократическая партия разделилась на шесть самостоятельных партий: польскую, украинскую, чешскую, итальянскую и словенскую партию.61 Взаимоотношение политических партий были сложными и подчас очень запутанными. Союзы и блоки, зачастую заключались, входе предвыборной компании, пренебрегая национальными и программными интересами. Надо отметить, что в начале XX столетия выборы в парламент Австро-Венгрии были делом частым, и потому политические маневры являлись неотъемлемой частью политической активности. До 1907 г. выборы в австрийский парламент происходили на базе сословной системы с учетом межнациональных цензов. От Галиции избирались 74 депутата. Из них от крупных земледельцев -20 депутатов, от городов -13, от представителей торговых палат -3, от сельских представителей 27, от национальной фракции – 11. В связи с существующей системой поляки, составляющие только 16% от общего населения Австрии, были представлены в парламенте в 1889 г. – 57 депутатами, а украинцы, которые составляли 13% населения империи, всего лишь 3 депутатами.62
Участие евреев в политической жизни Австрии и Галиции способствовало развитию просвещения. Долгое время основная масса еврейских детей обучалась и воспитывалась в хедерах при синагоге , где ,кроме религии , ничему другому не учились. В последней четверти XIX века благодаря гуманитарным организациям Австрии и Германии (Бней Брит, Еврейский Альянс, Гильфсферайн и др.), поддержке барона Гирша и Ротшильда, в Галиции возник ряд средних и специальных школ для еврейских детей. В 1891 г. барон Гирш пожертвовал на развитие школьного дела в Галиции 4 миллиона долларов. За счет этих денег, были созданы средние и неполно средние школы, где детей, наряду с еврейскими предметами, учили так же, профессиям, давая необходимые знания по математики, истории и географии. Таких школ в Галиции в 1094 году числилось 48 с 7858 учащимися. 63 Увеличилась численность учеников в начальных и высших заведениях. В 1890 году начальную школу посещали 50 291 еврейский ребенок, а уже через десять лет численность учеников увеличилась до 78 466 человек. Заметно выросло число евреев в средних и высших учебных заведениях. На 100 000 населения приходилось учеников средних школ в среднем в 1892-1902 годы- 37 (у христиан – 24). Высших учебных заведениях (Львовский и Краковский университет), всего в 1882 году учились, 151 еврейский студент (10 % всех), а в 1902 году- 549 (почти 22%) студентов.64
Социально-экономическая, правовая и национальная структура в Галиции была таковой, что поляки и украинцы не могли провести своих депутатов в парламент без поддержки еврейских партий. Евреи являлись лишь песчинкой в бушующем политическом океане украино-польских страстей и противостояний за будущее всего региона. В начале XX века вплоть до первой мировой войны, немалую активность проявляли в Галиции сионистские организации, группы ассимиляторов польской ориентации и ортодоксы хасиды. Традиционно евреи Галиции, поддерживающие ассимиляторов и ортодоксов, занимали польскую позицию. После провалившейся попытки немецкой ассимиляции в первой половине XIX века, ее место заняла – польская ассимиляция, также поддерживаемая частью еврейских депутатов, сознающих электоральную силу “ассимилированных братьев”. Пик польской ассимиляции пришелся на конец XIX века. По переписи 1910 года 76% Галицких евреев записали родным языком – польский язык.65 С 1883 г. была создана организации: “Агудат Ахим” ((????? ????,которая имела свой печатный орган “Ойчизна”, издаваемый в Львове. Целью этой организации, была пропаганда полной интеграции с политической и экономической позицией Польши в регионе. Ее представители утверждали, что евреи никогда не были нацией, а всего лишь религиозной группой, поэтому среди существующих политических сил претендующих на ключевые позиции в регионе, предпочтение должно быть отдано самой сильной – полякам. Одним из ярких примеров такой позиции, являлся представитель немецких ассимиляторов от партии “Шомер Исраель” Э.Бык, депутат г. Броды, который прошел в 1891 году в австрийский парламент взамен на смену политической ориентации. Большинство еврейских партий и их руководителей не одобряли политику асимилирования, понимая, что это не идет на благо нации. Так например В.Жаботинский писал “Известно, до какой догадливости дошел теперь на польской службе Галицкий ассимилятор. Он и туда и сюда, он за Польшу душу готов отдать, а за польскую культуру распять и русинов (украинцев) и евреев. А не хочет ли он знать историю этого польского энтузиазма? Наглядным примером служит покойный депутат Э.Бык, член польской фракции и завзятый полонизатор, который умер в 1906 г. Еще в 1873 г. он был всей душой с немцами, подрывая Галицию и агитируя евреев вступать в немецкую партию. Однако потом, оглядевшись, и видя куда ветер дует, он покинул ряды немцев и стал поляком с такой легкостью, как человек становится из .неженатого женатым… и такую эволюцию прошло все старшее поколение ассимиляторов”.66
Следует отметить, что идеи польской ассимиляции поддерживала только незначительная часть Галицких евреев, как правило, из числа высоко просвещенной и либерально настроенной интеллигенции.67 Начиная с 90- х годов конца XIX столетья, все больше среди еврейских масс распространяются идеи сионизма и еврейской автономии. Преобладает национальная идея независимой еврейской политики в интересах еврейского населения, которая становится главной движущей силой еврейских партий. Многие молодые люди, разочарованные в результатах гражданской эмансипации, угодливой политикой еврейских депутатов, стали требовать большей самостоятельности и еврейского национального представительства в австрийском парламенте. Особую активность в этом вопросе проявили молодые деятели сионистского и рабочего движения. Так из структуры польской социалистической партии ППС(PPS),уже в начале двадцатого века, стали образовываться еврейские кружки и товарищества (“Прогресс”, “Братство”), а уже 1 мая 1905 года еврейские представители вышли из состава польской партии и обосновали Еврейскую социал-демократическую партию, которая уже в 1906 году насчитывала 4 тыс. членов.68Следует отметить, что еврейские и украинские представители добивались изменений выборочного закона в противовес польским партиям. Так в по закону от 1907 г, .было установлено общее выборочное право, которое устранило привилегии партий крупных землевладельцев и торгово-промышленых палат, однако по прежнему сохранило национальные привилегии. Выборочные округи, по национальному признаку, были построены таким образом, что например, по одному депутату выбирались представители: от 40 тыс. немецкого населения, от 52 тыс. польского населения и от 102.тыс. украинского. В 34-х выборочных округах, в которых было заметное польское большинство, приносили польскому населению соответственно – 34 депутата, а евреи и украинцы не имели здесь своего представителя. В других же округах с украинским большинством выборочный ценз позволял украинцам набрать всего лишь два депутата. В то время, как полькам для победы надо было набрать всего 26% голосов, украинцам требовалось 51% голосов. Перекос в организации системы выборов предоставлял польскому меньшинству возможность провести в парламент значительное количество представителей. В выборах в 1907 г.польские партии провели в парламент 76 депутатов (15,75% от общего числа), а украинские партии 27 депутатов (6.4%).От 106 депутатов, собранных в парламент от Галиции, в 1907 г. было 10 евреев. Только 3 из них прошли от еврейских партий. Желая получить поддержку еврейского электората, польская фракция выдвинула 9 еврейских кандидатов, из которых прошли 3, а остальные еврейские депутаты прошли от ППС(PPS).69
Выбранные в 1907г. в рейхсрат представители от сионистских партий (3 от Галиции 1 от Буковины), образовали еврейскую фракцию, которая, несмотря на свою малочисленность, имела большое влияние во все австрийском масштабе .Дело в том, что в парламенте шло постоянное противоборство между славянскими и немецкими фракциями. По результатам выборов, славянские фракции имели 255 , а немецкие 257 голосов, поэтому 4 еврейских голоса зачастую имели кардинальное значение. Очень часто еврейские парламентарии выступали заодно с украинскими представителями, как противовес польским фракциям. Надо отдать должное, что в отличие от поляков, которые видели в евреях, только национальное меньшинство, способное существовать в рамках велико польской культуры, украинцы напротив, признавали за евреями права национального самоопределения.70 В.Жаботинский в программной статье по вопросам взаимоотношения евреев с другими народами в 1906 году писал: “Значение этих изменений – только различными путями- оценили и украинцы и поляки. Первые прекрасно поняли , что в десятках местных областей, где только еврейские голоса давали победу польскому меньшинству, окончилось польское господство и теперь, путем союза с евреями, можно будет пропорционально поделить депутатские кресла. Поэтому украинский депутат доктор Романчук выступил в рейхсрате, как убежденный сторонник еврейских требований,- а в разных частях Галиции украинские партии поддержали аналогичную позицию”71 Нарастания напряженности в украино-польских отношениях привели в 1913 г. к изменениям в австрийском законодательстве. Так в 1913 на выборах в Галицкий сейм, количество украинских депутатов выросло почти вдвое (от 16 до 31), а в1914 г. их уже было 60 депутатов.72Таким образом, процесс улаживания польско-украинского конфликта, борьба за самоопределения евреев, достаточно развивался по вполне демократическому сценарию, когда в 1914 годах был прерван первой мировой войной.
Начало первой мировой войны в конце июля 1914 года поставила евреев Галиции в исключительно тяжелое положение. Евреи почувствовали себя крайне растерянными. Не видя ни в одной воющей стороне непосредственного врага , евреи оказались втянутыми в международною бойню и вынуждены были убивать , таких же евреев мобилизованных в армии враждебной страны. В Галиции, как и во всей Австро-Венгрии и Германии , евреев стали призывать в армию с первых дней войны. Среди призванных, было более 300 офицеров , главным образом из интеллигенции и ассимиляторов.
III. Российская оккупация
В августе 1914 года австрийские войска потерпели поражение. Российская армия успешно наступала по всему юго-западному фронту. Среди Галицийского еврейства возникла паника, связанная с угрозой оказаться под властью юдофобски настроенных офицеров русской армии. Началась эвакуация евреев в западные регионы монархии.73 Среди беженцев из Восточной Галиции евреи составляли, по официальным данным, около 400 000 тыс. человек, то есть половину всего Галицкого еврейства. Беженцы евреи из пограничных с Россией районов прибывали во Львов, Перемышль и другие города. Но вскоре, им и другим евреям , пришлось бежать в Венгрию, Моравию, Богемию и Австрию. В одной только Вене оказалось осенью 1914 года 137 тысяч беженцев, в том числе 77 тысяч евреев.
На первом этапе войны беженцем помогали всем ,чем только могли. Еврейские общины размещали их в школах, клубах, организовывали общественное питание. В дальнейшем положение ухудшилось. Терпимость к ним со стороны местного населения иссякла. Они стали вызывать раздражение. Евреев стали обвинять во всех бедах. Усилилась юдофобия со стороны немецкой –христианской партии и отдельных представителей польских фракций.74 В очень тяжелом положении находились, также евреи на оккупированных территориях русскими войсками. Повсеместно население подвергалось грабежам. Еврейские учреждения были закрыты. Шла повсеместная депортация национальных меньшинств, в частности евреев , с захваченных территорий. Это происходило по двум причинам: не оставлять врагу потенциальных рекрутов и очищения прифронтовой зоны от неблагонадежного местного населения.75 На всех подвластных русским войскам территориях происходили погромы и депортации, брались из числа еврейского населения заложники.76 В первой половине 1914 года тысячи евреев были выселены из районов прифронтовой зоны на юг Галиции. У военной администрации некогда не было достаточно денег, чтобы обеспечить население едой и одеждой, но это никого не волновала. В сентябре 1914 года верховному уполномоченному графу Бобринскому, было предписано в 24 часа, выселить всех евреев Галиции. Однако, министр внутренних дел России внес поправку указом от 30.1.1915: “Принимая во внимание,- что у нас в России евреев и так слишком много, прилив их к нам еще из Галиции не может быть допущен. А потому Верховный главнокомандующий повелел, при занятии войсками новых местностей всех евреев собирать и гнать вперед за неприятельскими войсками, а в местностях, уже занятыми нами. расположенных в тылу войск, отбирать из наиболее состоятельных, имеющих среди населения значения и влияния, евреев-заложников, которых и выселять в Россию в район оседлости, но под стражу, т.е. в тюрьму, а имущество секвестровать. Имущество жителей, мало-мальски проявивших враждебность или заподозренных в шпионстве, конфисковать. Для выселения заложников министром внутренних дел назначены губернии Подольская и Черниговская, т.е. уезды, находящиеся вне театра войны”.77В течении лета 1915 года было запрещено издание еврейских газет на идише и иврите, а также издания любой прессы на этих языках. 26 августа 1915 г. начальник западного фронта разослал по армиям секретную телеграмму следующего содержания : ” Ввиду получения не подлежащих сомнению сведениям , что еврейская печать и корреспонденция на еврейском языке, в значительной мере способствует шпионажу, главнокомандующий приказал воспретить выход и распространение газет, издающихся на еврейском языке, а всю корреспонденцию на еврейском языке конфисковать.”78 Везде, на оккупированных Россией территориях и продвижения русских частей, положение евреев было ужасно. Известный общественный деятель С. Ан-ский представил правительству детальный доклад о положении евреев на территории Галиции.79 В январе 1916 г., сформированный ранее “Комитет помощи жертвам войны” опубликовал отчет о своей деятельности, указывая на репрессии со стороны российских оккупационных войск: ” ..Враг сразу и повсеместно обвинил евреев в шпионаже. Десятки тысяч евреев пошли на смерть за шпионаж в пользу Австрии, десятки тысяч были депортированы в глубину Сибири, двести городов и местечек были сожжены , а в них главным образам , пострадали евреи, во первых, как преобладающая часть городского населения, а во вторых , в связи с позицией русского командования “все еврейское палить”. О погромах нет смысла отдельно напоминать, так-так это всем известно.80″ В циркуляре Волынского губернатора П.В.Скаржинского, датированного 24 февраля 1915 г., отмечалось, что Еврейский комитет помощи жертвам войны, связанный с еврейским революционным движением всей России, представляет несомненную опасность для империи и имеет целью продолжение ведения войны с Россией.81
Положение гражданского населения Галиции, в значительной мере обозначалось всеобщей разрухой, не только из-за военных действий, а также из-за политики грабежей воюющих сторон. Народное хозяйство в 1914-1918 г., пришло в полный упадок. Во многих городах и селах изменилась демографическая и этническая структура населения. Ввиду систематически проводимой политики принудительных работ, бесконечной реквизиции сельскохозяйственных продуктов и значительного уменьшения трудоспособного населения, во многих областях Галиции начался голод. В докладной записки местного самоуправления г. Дрогобича , от 4 ноября 1914 г. к генерал-губернатору Галиции указывалось:”Город Дрогобич, в силу военных действий и грабежей, пришел в упадок и в значительной мере подвергся пожарам. Жители в количестве 27 тысяч человек умирают с голоду”82.
В течение, пяти лет войны, евреям Галиции был нанесен значительный экономические ущерб: 20 тысяч зданий принадлежащих евреям были разрушены, таким образом, 80% евреев оказались на улице и проживали за чертой бедности. Не хватало продуктов питания и предметов первой необходимости.83 На территории Галиции разразились эпидемии. Как указывалось в “Бюллетени Комитета Юго-Западного фронта”, уже третий год население Галиции подвергается не человеческим испытанием. Нехватка медикаментов и медицинской помощи, создает благоприятные условия для возникновения эпидемических заболеваний.84 Значительно увеличились случаи заболевания туберкулезом, которым были заражены примерно 25% евреев Галиции.85
В такой обстановке, экономического и гражданского неблагополучия, повсеместно, набирало силу политическое брожение на революционной и национальной почве. Повсюду, на территории Галиции и в самой империи, вспыхивали рабочие забастовки. Так в 1918 г. в всеобщей забастовки приняли участие 700 тыс. работников страны.86 Всеобщему революционному настроению способствовали, возвращающиеся с театра боевых действий демобилизованные солдаты, дезертиры и бесконечные потоки беженцев, потянувшиеся в начале 1918 года с Украины и России. Часть из них возвращалась после ссылок и депортаций , проведенных царским режимом, а часть просо бежала от большевизма. Солдаты, украинцы и евреи, освобожденные из австрийской армии, из состава украинских Сичевых стрельцов, возвращались в родные, разоренные войной, села и местечки, включались в политических круговорот событий, в борьбу за национальное самоопределение и входа из- под господства Австро-Венгерской империи.
Подобная ситуация происходила не только в Галиции, но и во всей империи. Чехи, словаки, поляки и венгры вступили в борьбу за национальное самоопределение. Так уже в октябре 1918 г., была организованна “Национальная рада словаков, хорватов и сербов”, которая взяла на себя управление территориями Словении, Хорватии и Далматии, провозгласивши об немедленном отделении от Австро-Венгрии. 28 октября была провозглашена Чешская республика. В ее состав вошли Богемия, Моравия, Словакия и Закарпатская Украина. 31 октября Венгрии вышла из состава империи и провозгласила самостоятельную республику.87 16 октября 1918 г., в надежде спасти сложившеюся ситуацию император Карл Габсбургский, издал манифест, который планировал преобразовать Австрию в союз федераций, учитывая интересы национальных меньшинств. Однако, это было слишком мало и слишком поздно.11 ноября император отрекся от трона, таким образом, австрийская империя перестала существовать.
Евреи в Западно-Украинской Народной Республике
Для более глубокого понимания роли еврейского меньшинства, в приближающемся украино-польском конфликте, обратимся к статистики. После поляков, евреи были самым многочисленным меньшинством в Восточной Галиции. По официальным статическим данным, люди “Моисеевой веры”, так назывались евреи в Австрии, составляли 658,721 тыс. человек на 1910 г., или 12,3% от общего числа населения Украинской Галиции. В польской части Галиции, евреев было 213,173 или 7,9% от общего числа населения. Вместе с еврейским населением Буковины и Закарпатья (151,000), на украинских территориях, концентрировались 3,784,840 евреев.88 Таки образом Украина являлась второй по количеству еврейского населения в мире. История украинского национального движения, неразрывно связана с национальными меньшинствами. Деликатное понимание национальных нужд и поддержка, такого многочисленного меньшинства, как евреи, являлись залогом успеха в борьбе с поляками за судьбу края. Естественно, что следовало учитывать и демографические данные еврейского населения: только 10,6 % от еврейского населения занимались сельским хозяйством, 34% – коммерцией, 52,4% – были заняты в торговле и перевозках, а лишь 12,8% составляли рабочий класс.89 Такая же неоднородная ситуация происходила и в культурном смысле. В деревнях, евреи использовали украинский язык на улице и идиш дома. В городах ситуация была другая. Идиш оставался домашним языком, а польский язык и культура, являлись билетом в высшее общество. Полонизация, которая захватывала все большее количество еврейского меньшинства, не могла не вызывать определенного недовольства со стороны украинских лидеров. К концу 1918 года, более половины еврейской интеллигенции, предпочитало польский язык. Газеты и книги стали выходить на польском языке, а не на идише, а евреи, стали повсеместно принимать активное участие в культурной и общественной жизни Польши. Такое большое национальное меньшинство, являлось, несомненно, решающим фактором в местной политической жизни, и на него возлагались надежды и обязательства, двумя противоборствующими народами: украинским и польским.90
Последние дни бесконтрольного распада Австро-Венгерской империи, ознаменовались активизацией национальной борьбы украинских представителей на территории Галиции, за дальнейшую судьбу края. Уже 4 октября 1918 г., представитель Галиции в австрийском парламенте от украинской фракции, Евгений Петрушевич, подал предложение о воссоединении Восточной и Западной Галиции, в рамках единого украинского государства.91 13 октября 1918 г., в Львове произошел многочисленный сбор украинских студентов , который провозгласил “воссоединение” всех земель, заселенных украинским народом, в одну государственную целостность, не от кого независимую – “незалежную”, демократическую Украину.92 18 октября 1918 г., в Львове была организована Украинская национальная Рада (УНР), подобно Украинской Центральной Раде в Киеве, в составе депутатов австрийского парламента, Галицкого и Украинского сеймов, представителей партий Галиции и Буковины. Украинская Рада постановила о создании единого украинского государства на территориях Восточной и Западной Галиции, Буковины и Закарпатья.93 Однако к тому времени, Закарпатье уже было включено в состав Чешской республики, а борьба за Восточную Галицию между Польшей и Украиной набирала силу.18 октября УНР под руководством Петрушевича постановила
“1.Вся этнографическая украинская область в Австро-Венгрии: Восточная Галиция, включая Лемковщину, Юго–Западная Буковина с городами Черновцы, Сторожинец, Сереет и украинская полоса Северо– Восточной Венгрии, составляют единую украинскую территорию.
2.Украинская национальная территория конституируется , как Украинское государство..
3.Призываем все национальные меньшинства, живущие на территории Украинской области ( в том числе и евреи -Л.К), немедленно конституироваться и прислать своих представителей в УНР , пропорционально их численности.”94
Нельзя не оценить значение этого акта в отношении еврейского меньшинства. Резолюция от 18 октября, впервые за тысячелетнюю историю еврейского народа в галуте, признавала за евреями право называться нацией, а не религиозным меньшинством (как это было, например, в Австрии), а кроме этого признавала за евреями право в выборе языка и вероисповедания. Первые декларации правительства были изданы кроме украинского и польского языка, также на иврите и идише.95
В ночь 31 октября 1918 года украинские части, преимущественно состоящие из бывших офицеров австрийской армии и солдат из корпуса украинских Сичевых стрельцов, под руководством Дмитрия Витовского, овладели всеми ключевыми объектами Львова. 1 ноября Военный Комитет во главе с Витовским, разоружил австрийский гарнизон, базирующийся в Львове. То же самое было сделано в уездных городах Восточной Галиции и Буковины. Власть в городе перешла к коменданту Децикевичу, а тот передал власть Украинской Национальной Раде. 9 ноября 1918 года, была провозглашена Западно-Украинская Народная республика и сформировано новое правительство, названное Государственным Секретариатом во главе с Костем Левицким.96
Новая республика имела все объективные условия для нормального развития. Она обладала выгодным геополитическим положением, значительными природными и трудовыми ресурсами. В новой Украинской республики с территорией в 70ютыс.кв.км проживало 6,2 млн.человек,71 % населения составляли украинцы, 14 – поляки, 13 – евреи, 2- другие национальности , преимущественно чехи и немцы.62 % населения считали себя грекокатоликами, 18 – римокатоликами, 13- иудеями, 6- православными.97Несчастьем молодой республики было то, что с первой минуты возникновения, ей пришлось вести борьбу за свое существование против польских национальных сил.98
Как отнеслись к возникновению Запдно – Украинской Республики (ЗУНР) и войне между украинцами и поляками еврейское население? Это отношение было так же неоднозначным. В конце октября 1918 г., одновременно с созданием Ликвидационной Комиссии в Кракове (ликвидация австрийской власти на польских землях) возник Еврейский Национальный Совет ( ЕНС).99 В его правление вошли представители сионистов, еврейские социал–демократы и рабочих сионистов партии Поалей-Цион. В ноябре 1918 г., возникли отделения ЕНС в городах Восточной Галиции: в Львове, Стрие, Станиславе и Тернополе. Большинство из них поддержали создание ЗУНР. 5 ноября ЕНС опубликовал обращение к евреям Галиции, в котором говорилось: ” Мы евреи, связанные с землей, на которой живем веками. Мы являемся народом и как народ хотим иметь право самим решать наши национальные дела. Для этого создаем Еврейскую Народную раду (ЕНРада- Л.К), которая будет добиваться национальной автономии, удовлетворения всех наших культурных потребностей, полного уравнения евреев в политических и гражданских правах с другими гражданами государства. Мы, будем добиваться ликвидации правовых административных ограничений евреев в области экономики, политики и национальных отношений”.100 Первая попытка создания ЕНРады, была произведена уже 15 октября 1918 г, по инициативе Сионисткой партии и представителя в австрийском парламенте Г. Рейзеса. Кругом своей деятельности, Рада обозначила борьбу за права и интересы еврейского народа в Восточной Галиции.101Однако ЕНРада не сумела объединить все еврейские политические силы. Обострение украино-польской борьбы за господство в Галиции, требовало от еврейских политических сил создания боле мобильного органа самоуправления. Таким органом , 20 ноября 1918 г., явилась созданная Временная Еврейская Рада. В ее состав вошли представители Сионисткой партии, “Мизрахи”, “Поалей-Цион” и Еврейская социал-демократическая партия.102Вскоре, повсеместно, были организованны представительства ЕНРады. Например, в Драгобычах, представители общины, добровольно уже в начале ноября 1918 г., передали власть в руки ЕНРады.103 18 декабря 1918 г., в Станиславе начал работу первый съезд ЕНРады, представляющий ту часть Восточной Галиции, находящейся под контролем украинских войск. На нем были представлены 22 депутата от местных органов власти.104 С этого времени на территории Галиции, одновременно действовали две ЕНРады: одна на территории занятой поляками, а другая – украинцами. Своим постоянным местом сбора, для вновь созданной рады, был выбран Станислав. Съезд под нажимом представителей сионистских партий утвердил платформу национального самоопределения: “В споре между поляками и русинами (украинцами – Л.К), евреи по-прежнему остаются приверженными позиции нейтралитета”.105
Тем временем война между украинскими и польскими воинскими частями разгоралась во всю силу. Это еще более встревожило еврейские организации. Они пытались воздействовать на обе стороны с тем, чтобы кровопролитие прекратилось. 18-19 ноября 1918 г., в г. Стрие была созвана конференция еврейских социал – демократических организаций, принявших резолюцию, в которой было записано: “Еврейские социал демократы выражают глубокое сожаление, тому, что польские и украинские рабочие дали себя втянуть в кровопролитную борьбу. Еврейские социал- демократы убеждены в том, что вопрос о государственности Восточной Галиции, должен быть решен в процессе переговоров между свободно избранными представителями обеих народов”.106 Ввиду нарастающего напряжения, с конца октября, при поддержке ЕНРад и с согласия украинского правительства, во многих городах были созданы подразделения еврейской милиции. Они включали в себя преимущественно бывших ветеранов войны- солдат и офицеров австрийской армии.107В задачу еврейской самообороны входила защита еврейского населения от хулиганствующих элементов и погромщиков. Так в Львове, в ноябре, созданная еврейская милиция, насчитывала 300 бойцов, под руководством капитана Эйслера, которая впоследствии, принимала непосредственное участие в защите еврейского квартала от погромщиков и даже по утверждению польской стороны, участвовала в боях за Львов на стороне украинцев.108
Несмотря на официально занятую позицию нейтралитета еврейскими организациями, еврейская улица разделилась в своих симпатиях. Многие молодые люди из ассимилированных евреев, из организации “Зъедочение”, “Союз поляков Мойсеевого вероисповедания” и части зажиточной городской интеллигенции, поддерживали поляков. В то время как основная масса евреев, жителей малых местечек, а также представители большинства сионистских партий, активно помогали украинцам.109 Так же, на всемирной еврейской конференции в начале 1919 г. в Швейцарии, часть еврейских представителей от Галиции, выступили за активную поддержку ЗУНР. Например, И. Вальдман и Векслер, призывали к сотрудничеству еврейских лидеров в рамках государственных структур Украинской республики. М. Рингель считал. что евреи должны активно включится в борьбу с поляками в составе Галицкой армии (У.Г.А).110В окончательном постановлении на конференции было отмечено , что происходящие погромы на территории занятой польскими войсками, однозначно вызывают симпатии еврейского населения склонится на сторону украинцев.111
Подобная позиция политиков и общее настроение еврейских масс не осталась только на бумаге в виде прокламаций, но и выражалась в активной борьбе еврейского населения на стороне украинцев против поляков. Известны несколько фактов, еврейских воинских образований в составе У.Г.А. После Львовского погрома и на базе Тернопольской милиции, бывший лейтенант австрийской армии Соломон Леймберг112, в начале 1919 г., организовал еврейский батальон, вошедший в состав Первого корпуса Галицкой армии.113Батальон принимал активное участие в боях на территории Галиции. Позднее, после отхода У.Г.А за реку Збруч, вошел в состав Украинской армии С.Петлюры, продолжая бои , но уже против большевиков, дошел с боями до Киева.114 Активный общественный деятель ЗУНР А.Чайковский писал: “Евреи помогали нам ( украинцам -Л.К) чем только могли.. Они отнеслись к нам с большой симпатией..”115Евреи служили так же в администрации и в медицинских подразделениях. “Большую помощь УГА оказывали евреи-врачи и весь медицинский персонал,- писал “Украинский Скиталець” в № 7 за 1924 год – Врачи, фельдшеры, аптекари, другие медики еврейской национальности самоотверженно помогали нашей армии. Особым патриотизмом прославился комендант Самборского военного госпиталя врач Зелингер, его товарищи Глянц, Фастман, Кельнер, Гляйх и многие другие евреи медперсонала”.116 Известны и другие случаи еврейских подразделений в составе УГА. Так существовала Скорострельная конная сотня под руководством офицера Сальца Розенберга, прошедшая с боями в 1919 году, до Житомира.117Следует отметить, что после волны прокатившихся погромов, на территории ЗУНР, весь 1919 год наблюдалась активное вступление евреев в состав Галицкой армии, о чем свидетельствуют документы 2 и 3 сотни УГА Примечательно, что многие из них в графе национальность записали – украинец. Указывая в графе вероисповедание- Моисеева вера.118
Судя по всему, слово национальность для евреев Галиции, выражало поддержку народа проживающего на данной территории, а себя они видели лишь как этническое меньшинство другой веры и без территориальных претензий. Однако, не следует преувеличивать роль еврейских подразделений в составе украинских воинских частей По различным оценкам их количество не превышало 5 тысяч человек. Несмотря на такую поддержку еврейским населением позиции украинцев в военном конфликте и наметившееся сближение политических сил, евреи официально придерживались нейтралитета, что впоследствии привело к ухудшению отношения к ним, как украинцев, так и поляков. К сожалению, большая часть законопроектов ЗУНР касающихся национальных меньшинств, так и не была реализована. Часто причиной этого был отказ еврейских политиков отойти от занятой позиции нейтралитета, хотя это и не означало открытой оппозиции молодой украинской республики. Все попытки Секретариата ЗУНР о предоставлении министерских постов еврейским лидерам, были отклонены. Штайхер, бывший представитель Буковины в австрийском парламенте, отклонил предложенный пост министра юстиции, а Исраель Вальдман отказался от поста министра иностранных дел.119
Естественно существовали и объективные причины, связанные с продолжением украино-польского конфликта. Весной 1919 года экономическое и военное положение ЗУНР резко ухудшилось. Армия и население были истощены нехваткой боеприпасов и продовольствия. В многих районах начался голод. Успешная активность польской дипломатии на международной арене, позволила перебросить в районы военных действий, свежую армию генерала Галлера, которая значительно потеснила части УГА. В мае 1919 года войска ЗУНРа вынуждены были оставить ряд населенных пунктов, а к июню отступить за реку Збруч.120 25 июня “Совет 10″ на Парижской мирной конференции разрешил Польше оккупировать Восточную Галицию. А уже через полгода варшавский парламент ликвидировал Галицкий краевой сейм. В марте 1920 года было заменено название Галиция на “Малопольша”, а термин “украинец” был заменен “русин”121После поражения украинских войск, польская администрации развернула волну репрессий против еврейского и украинского населения. Очевидец новых польских порядков в июле 1919 г. рассказывал:” В Станиславе поляки арестовали начальника станции Ейнгарда, заместителей Рихтера и Коваля. Украинскую и еврейскую интеллигенцию забирают на тяжелые принудительные работы. Также были арестованы профессора Зайнфельд, Ляйфер , а также большое количество студентов. Кроме этого были арестованы представители местной власти”.122 Всю Галицию охватил террор. Позиция еврейского нейтралитета, занятая евреями в начале 1918 года, рассматривалась поляками, как открытый вызов польской государственности. Евреи отождествлялись с “украинофильством” и большевизмом. Польский историк Томашевский отмечал: “Приходиться напомнить про жидокоммуну. Стереотип еврея-коммуниста привел к трагедии. Слишком легко возникали обвинения евреев в шпионаже или в содействии с большевиками”. Позицию поляков в отношении к евреям, очень четко выразил пример Морачинский. 31 декабря 1918 года он сказал: ” Я желаю для Польши, чтоб ее населяли только поляки. Я не собираюсь дать евреям автономию и школы, я только хочу. чтобы они получили права граждан, если только таковые они собираются соблюдать”.123
Надо отметить , что новое польское государство самого начала было многонациональным. По данным профессора Е.Томашевского национальная структура Польши представлялась так: польское население насчитывало 65, украинское 16, еврейское – 10, белорусское -6,немецкое-2, другие национальности -1% населения.124Такая ситуация накладывала отпечаток на государственный аппарат. Местные власти обязаны были заботиться о благополучии национальных меньшинств, тем более что к этому призывали постановления Парижской мирной конференции. Однако на Западной Украине, вопреки законам правительственных органов в Варшаве, местные органы, среди которых было много национал – демократов, во многих случаях не проявляли толерантности в отношении местного населения, в первую очередь евреев. Более того, ущемление прав местного населения, украинцев и евреев, со стороны чиновников , засевших в административном аппарате, подчас приводило к нежелательным последствиям на международной арене для государства в целом. Антиеврейские эксцессы, погромы, повсеместная дискриминация еврейского населения, взбудоражили мировое и общественное мнение. Во Львов и другие места Галиции прибыли делегации из США и других стран: конгрессмена Моргентау, доктора Ашкенази. Под давлением международных организаций, еврейских общин и много численных международных комиссий, указывающих на вопиющее положение евреев под властью Польши, был выработан документ, гарантирующий безопасность граждан не коренной национальности. Такой документ был принят 28 июня 1919 г. под названием “Трактата о национальных меньшинствах”. Он обязывал гарантировать ,каждой национальности, проживающей на территории страны, “свободу вероисповедания, полное равноправие перед законом, свободное пользование родным языком..” По подписанному документу, “правительства обязались предоставить каждой национальности строить школы с национальным преподаванием.”125 “Трактат” гарантировал евреем Польше религиозную , но не национальную автономию. Но именно национально – культурной автономии добивались все еврейские партии. В их постулатах было подчеркнуто, что “еврейские общины, избираемые демократическим путем, должны стать основой еврейской автономии в Польше” .Однако требования еврейских организаций были отклонены представителями Антанты. Несмотря на подписанный Польшей документ, на местах все происходило по-другому. В школах, которые перешли под контроль министерства образования Польши, основным языком был введен польский, а национальные языки шли факультативом. Происходил полный процесс полонизации. Даже принятый новый закон в 1922 г о представлении населению трех юго-восточных воеводств, Львовскому, Тернопольскому и Станиславскому, территориальной автономии, носил чисто декларативный характер.126
В это же время были объявлены выборы в польский сейм. Польская дипломатия готовила общественное мнение к аннексии западноукраинских земель. Вопрос участия в выборах евреев, опять обострил их взаимоотношения с двумя народами. Евреи снова должны были выбирать между нейтралитетом и активной поддержкой, какой либо стороны. От них снова требовался ответ о юридически – правовом статусе Галиции. Позиция украинцев была ясна. В обращении Главного Секретаря УНРады Е.Петрушевича к украинскому населению, говорилось , что участие в выборах “..сведут на нет все наши предыдущие усилия и могут иметь катастрофические последствия для нашей страны.”127 Еврейские партии разделились на две противоположные тенденции. Первая – участие в выборах под эгидой защиты национальных интересов- была выработана Сионисткой партией .Другая – бойкот выборов под знаменем солидарности с украинским пролетариатом -сформированная социал демократами, Поалей Цион. Бок сионистских партий создал платформу Объединенного комитета национально – еврейских партий. Призывая все партии объединится, центральный избирательный комитет декларировал, что выборы в сейм и сенат “.. должны стать днями победы еврейской воли к жизни..”128 Существовала и возможность украино – еврейского бойкота выборов. В свом обращении Е.Петрушевич сказал: “От граждан еврейской национальности Галицкой Республики.. требуем справедливого отношения к нашей государственности, которая обещает им национальное и государственное равноправие и свободу. Жиды! Не становитесь на сторону польского насилия, не принимайте участие в выборах “Однако не согласие еврейских партий подержать требования украинцев, вызвало моментальную волну антисемитизма в украинской прессе. Газета “Украинский прапор”, предостерегая всех, кто примет участие выборах, клеймила евреев предателями и иудами.129Интересна была позиция сионистов. Они, не желая терять прежних наработанных отношений с украинцами, в октябре 1922 г., делегировали представителей на встречу с Петрушевичем, где было заявлено, что участие в выборах не означает признания права Польше на Галицкие земли. Независимый курс сионистов, был так же подтвержден их девизом, с которым они вышли на выборы: “Не угождать одной стороне (польской) и не противостоять другой (украинской), только защищать свои интересы”.130
Таким образом, несмотря на видимое недовольство украинской общественности и ее общественных лидеров, еврейское население приняло активное участие в выборах. Например, в Львовском воеводстве отношение между украинцами было таково: 20,7 %(украинцы)-66,6% (евреи).Выборочная компания в сенат. Представила еще более различие 18,1% и 72%.В большинстве городов и местечек процент участия евреев доходил до 80 %.131В связи с таким высоким процентом на голосовании, евреям удалось провести в сейм 15 представителей и 4 сенаторов. Впервые, еврейскому населению на западноукраинских землях, удалось провести своих собственных национальных представителей, не в составе польских или украинских партий, а своим единым блоком – Объединенный комитет еврейских партий.132 В конце 1922 г. в Варшаве, еврейские представители организовали “Союз еврейских делегатов Малопольши”. Эта фракция представляла еврейские интересы в польском сейме. Казалось, что такое активное участие в политической жизни новой власти, должно гарантировать еврейскому населению процветание и культурное развитие в рамках национального меньшинства.
Однако, при сравнительной характеристике, этнического и социо – экономического профиля Галицийского еврейства, под властью Польши во второй декаде 20 столетья, наблюдалась заметная регрессия. Так в сравнении с предшествующим периодом, Первая Мировая Война, на 1921 год, значительно уменьшилось количество евреев занятых в торговле -9%.в промышленности на 20%, в транспорте на 43%. Подобная картина, учитывая государственную политику, направленную на ущемления еврейских прав, наблюдалась в школах и институтах.133
На международной арене, на протяжении 1919 года правительство ЗУНР, находящееся в эмиграции, продолжало добиваться признания со стороны стран Антанты. Следует отметить , что западные страны были более благосклонны к представителям ЗУНР, чем к представителям Директории из-за волны погромов допущенных войсками С.Петлюры. Однако после подписанного им соглашения с Польшей, по которому Восточная Галиция и Западная Волынь перешли под ее управление, страны Антанты поддержали войска маршала Ю.Пилсудского, как основного заслона против наступающей армии большевиков.134 По рижскому мирному договору от 18 марта 1921 г. часть западноукраинских земель была отдана Польше. А 14 марта 1923 года Сове послов Англии, Франции, Италии и Японии в противовес заявлениям эмиграционного правительства ЗУНР, передал окончательно власть над Восточной Галицией Польше.13515 марта Е.Петрушевич распустил парламент Запдно -Украинской республики. Это был последний аккорд в вопросе украинской государственности на Галицкой земле.
Для широких еврейских масс пришло видимое облегчение. Однако не из-за симпатий к Польше, а в связи с тем, что, наконец, то евреям, больше ненужно было лавировать между двумя борющимися народами.136Правда, официальная позиция Еврейской национальной рады Восточной Галиции осталась неизменной. Она определила свою позицию в ответе на постановление от 14 марта 1922 года: “Евреи Галиции по-прежнему придерживаются политики невмешательства в спор в Восточной Галиции. Евреи, остаются, верны своей позиции невмешательства в дело вокруг Восточной Галиции “.137
Послесловие
Евреи на территории Галиции прошли долгий и тернистый путь. Можно утверждать, что евреи проживали всегда в Западной Украине. Их структура, демографический состав менялись в соответствии со временем, условиями и катаклизмами, бесконечно происходящими в данном районе. Из не большой, ортодоксальной общины управляемой духовными лидерами, времен Литовского княжества, евреи, постепенно, становились значительной политической и экономической силой в последующих периодах. При польских королях, под властью Речи Посполитой, евреи пользовались королевскими привилегиями, которые способствовали их растущему благосостоянию. Также увеличивалась численность еврейской общины. Однако евреи продолжали проживать в отдельном районе, внутри городских стен, без права перемещения внутри города. Распад речи Посполитой и установленное господство Австрии, внесли значительные перемены в жизнь еврейской общины. Под влиянием общих европейских тенденций, возникают новые течения в еврейской общине. Реформаторы и ассимиляторы, хасиды и ортодоксы, приверженцы польского или немецкого языка, все это отголоски тех глобальных процессов, которые захватывают всю Европу. В этом вихре перемен, в этом неудержимом танце, наполненном надеждой, антисемитизмом, плюрализмом и еще бог знает чем, евреи Галиции плавились, менялись и как не странно, не потеряли своей национальной и религиозной принадлежности. Им даже удавалось принимать активное участие в общественной жизни. Путь был сложным: от еврейской автономии начала XVII века – к полной эмансипации конца XIX века, от еврея кустаря – к просвещенной интеллигенции, говорящей на немецком или польском языках, от портного – к достаточно зажиточной буржуазии. Все это вехи в развитии еврейской общины в Восточной Галиции. Изменения происходят во всех сферах еврейской жизни. Евреи, которые ранее не подлежали воинской повинности при королях, во времена Австро -Венгерской империи, успешно продвигаются по служебной армейской лестнице. И вскоре, в составе армий стран проживания, евреи участвуют и погибают в больших количествах, как все, в Первой Мировой Войне. Несмотря не на что, увеличивается число еврейского населения в Галиции. После военный период на территории Галиции, приводит к еще более глубоким изменением в жизни еврейской общины. На долю евреев выпадают депортации, погромы, обвинения в шпионаже и голод. И вот на конец-то, наступает затишье! Но не на долго.
Впервые евреи, являющиеся третьим по количеству народом в Галиции, могут решать судьбу края. Нечего, не предпринимая для этого, евреи, оказываются втянутыми в конфликт между двумя народами. Борьба между украинцами и поляками за судьбу Галиции, в которой евреи являются лишь некой чашей весов, разрывает еврейскую общину. Появляются различные политические партии и политические деятели, ратующие за одну из сторон, еврейская молодежь, склоняющаяся и бегущая воевать, то за один народ, то за другой. Все эти события представляются, как на картинах импрессионистов, миллионы ярких мазков, в полном и сочном свете, неправда подобными, но действительно происходящими в Галиции, в послевоенный период. И если этого мало, то на развалах австрийской империи, возникает новое молодое государство, так много обещающее всем и в частности евреем. Все его первые законы и декларации проникнуты настоящим плюрализмом, которому могут позавидовать многие современные страны. Казалось, что долгожданная еврейская автономия, в рамках полного гражданского равноправия, вместо далекой и не совсем понятной сионисткой идеи, совсем рядом, ан-нет – нужно решать – ты за кого?! Ты за тех, кто говорит красиво и только в начале пути (ЗУНР), или за тех, под чей властью уже один раз ты был и за которыми, стоят войска Антанты(Польша)? Думай еврейская голова, думай!! И что же – есть блестящее решение: а ни за кого я! За себя я! За сионистскую идею! Где? Не важно. Потом разберемся. Сначала надо выжить. И живут! И строят! И участвуют в политической жизни, избирают, выбирают и уезжают, те – кому очень не нравится( Израиль). И нам хорошо и им не плохо! Не приехали -бы, иди знай, чтобы мы здесь настроили. Остались бы там, так после было совсем плохо, когда те пришли (фашисты)! А решение не вмешиваться, спрашивают сегодня все, правильное ли было? Не упустили ли свой единственный шанс, построить себе что-то свое, ведь тогда-то мы не знали, что еще раз он будет, только за него потом сильно пострадать придется? Может быть… Да пусть нас рассудит , тот кто на верху, или те, которые подобное пишут, а лучше всего те, которые это читают!!