Слушать радио киев еврейский

Меньшинства Украины требуют от Президента отменить Указ «О Концепции государственной языковой политики»

Апрель 7th, 2010 | by admin |

Председатель Совета Правозащитного общественного движения «Русскоязычная Украина» Вадим Колесниченко вместе с Председателем сената МО «Румынское Сообщество Украины» Василием Терицяну, Ответственным секретарём МО «Румынское Сообщество Украины» Аурикой Божеску, Председателем Всеукраинского Совета Демократического союза венгров Украины Ласло Зубаничем обратился с открытым письмом к Президенту Украины Виктору Федоровичу Януковичу с просьбой отменить Указ бывшего президента Украины Ющенко №161/2010 от 15.02.2010 года «О Концепции государственной языковой политики».

Руководители общественных организаций представляющих национальные и языковые меньшинства Украины, считают необходимым отменить данный Указ, в связи с его несоответствием положениями Конституции, законов Украины и международных обязательств нашего государства.

В связи с этим, самые численные языковые и национальные меньшинства Украины, считают необходимым обратить внимание Президента Украины на то, что, хотя указанный документ и называется – «Концепция государственной языковой политики», но по своему содержанию он обосновано может называться – «Концепцией тотальной украинизации».

Во-первых. «Концепция государственной языковой политики» была подготовлена без привлечения представителей языковых меньшинств. Представители меньшинств не были проинформированы о подготовке этого документа, а также не приглашены к дискуссии относительно подготовки окончательного текста уже одобренного за основу проекта Концепции. Такое поведение бывшего Правительства и Президента Украины является не только пренебрежением общепринятых форм взаимодействия правительственных структур с неправительственными организациями в демократическом обществе, но и нарушением статьи 15 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и части 4 статьи 7 Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств (относительно эффективного участия лиц которые принадлежат к национальным меньшинствам в государственных делах, в частности в тех, что их касаются).

Во-вторых. Вызывают удивление и категорическое возражение унижающее, дискриминационное, юридически некорректное использование отдельных терминов и тезисов в документе . Уже в первом абзаце раздела «Современное состояние и определение проблем, на решение которых направлена Концепция» термин «украинский народ» одновременно используется, как в ее этническом так и гражданском значении, притом, что термин „украинская нация” используется только в ее этническом значении. По тексту этого раздела исторически на территории Украины проживают только этнические украинцы, и только они есть базовой частью украинской государственности и украинского народа. При этом во втором разделе отмечается наличие политических спекуляций и сепаратистских настроений в языковой сфере при использовании государственного языка. То есть, неукраиноязычные граждане являются потенциальными политическими спекулянтами и сепаратистами, которые, по мнению авторов документа, ставят под угрозу суверенитет государства и приводят к постепенному исчезновению украинской нации. Такие, и подобные утверждения противоречат не только Конституции и законодательству Украины, но и здравому смыслу.

В-третьих. Хотя во втором разделе документа справедливо констатируется, что «в Украине длится процесс функциональной деградации языков национальных меньшинств», но в последующем тексте, кроме одной общей фразы «способствования развитию языков национальных меньшинств» не находим никаких намерений на исправление этой ситуации.

В-четвертых. Текст Концепции содержит несколько неточностей, которые отображают ситуацией не в интересах меньшинств. Так, в Концепции утверждается, что «в соответствии с законодательством в официальном общении рядом с государственным языком могут применяться языки национальных меньшинств в тех местностях, в которых количество носителей таких языков составляет большинство населения». Это является некорректным и частичным цитированием положения Закона Украинской ССР «О языках». Некорректным, потому, что в тексте статьи 3 данного закона речь идет о «… места проживания граждан других национальностей…», и неполным потому, что Концепция не обращает внимание на остальные положения Закона которыми предусмотрены широкие права граждан на использование родного языка (в частности положение статей 5, 6, 7, 8, 9 Закона). Кроме того вне поля зрения авторов концепции «очутились» соответствующие принципы и положения Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы и Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств. В соответствии с указанными документами, критерием наличия права общения с административными властями на родном языке является не «большинство», а «традиционное проживание» или «их значительное количество» (часть 2 статьи 10 Рамочной конвенции), и «некоторое количество лиц которое оправдывает осуществление разных охранительных и поощрительных мероприятий» (пункт b) статьи 1 Хартии.

К неточностям текста принадлежит также заниженное в несколько раз количество (в процентном отношении) граждан Украины, которые в семейном общении пользуются не украинским и не русским языками. В Концепции утверждается, что «только 0,2 процента составляют представители национальных меньшинств, которые общаются в семье родным языком». Но, по данным переписи населения в 2001 г. венгерское сообщество в Украине составляет более чем 0,3 % населения страны, румуноязычное сообщество Украины (лица, которые себя задекларировали румынами и молдаванами) составляет возле 1% и свыше 90% представителей этих меньшинств в Черновицкой и Закарпатской областях в общении использует преимущественно язык| своей национальности.

В-пятых. При том, что в анализирующей и констатирующей частях проекта Концепции отсутствует любая критика действующего законодательства, в документе планируется «приведение законодательства о языках в соответствие с Конституцией Украины» и „приведение Закона Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» в соответствие с требованиями Хартии в ее аутентичной редакции». Не понятно – где содержатся «несоответствия», и в чем кроется «не подлинность» действующей редакции Хартии?

И последнее. Является непонятной общая цель и целесообразность принятия этой Концепции. Ведь языковая сфера является одной из наиболее детально урегулированных сфер общественных отношений в нашем государстве. Языковые права в Украине гарантированы Конституцией и определены специальным законом, а также рядом отраслевых (образование, культура, местное самоуправление и тому подобное) законов, положения которых подтверждаются действующими международными договорами Украины.

Все органы власти обязаны руководствоваться законодательством Украины и обеспечить его неуклонное соблюдение, а не давать их сомнительное с правовой и этической точек зрения толкование в форме непонятной концепции. Тем более, что применение языков в Украине определяется законом (часть 5, статье 10 Конституции Украины), а не разными концепциями.

Учитывая вышеприведенное, авторы открытого письма к Президенту Украины считают, что Указ бывшего президента Украины Виктора Ющенко №161/2010 от 15.02.2010 года «О Концепции государственной языковой политики» противоречит Конституции, другим актам законодательства и международным договорам Украины. Этот документ, вопреки ст.22 Конституции Украины, направлен на осуществление мероприятий, существенно сужающих языковые права национальных меньшинств. Принятие Концепции реализации государственной языковой политики приводит к возникновению междунационального напряжения в украинском обществе, что в свою очередь негативно отразится на каждом граждане Украины и международном авторитете нашего государства.

Поэтому, учитывая то, что положения Указа №161/2010 от 15.02.2010 года «О Концепции государственной языковой политики» противоречат ст.ст. 22, 24 Конституции – Основного Закона Украины, Закону Украины «О языках», Закону Украины «О защите национальных меньшинств», Закону Украины «О ратификации Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств», иному законодательству просим Вас отменить Указ №161/2010 от 15.02.2010 года.

Метки:

Sorry, comments for this entry are closed at this time.